Подписка онлайн

Как Азов «гневался»

28 октября 2011

Заря Кубани

Тиха и спокойна обычно поверхность Азовского моря. Приезжие нередко пожимают плечами: «Что это за море? Мелкое, почти несоленое…». Но внимательно прислушайтесь к плеску волн: в их ласковом шепоте вам почудится треск падающих мачт и последние крики погибающих… Азов не раз доказывал: он не прощает легкомысленного отношения к водной стихии, причем доказывал беспощадно.

С давних времён…

Покачивается лес пик над казачьими полками, поднимается пыль от грузных шагов прославленных русских гренадеров, нескончаемым потоком течет несметная рать стремительных калмыцких конников… На календаре — 1739 год. В Приазовье, во владениях могучей Османской империи, разворачиваются военные действия: российская армия генерала Дебрилля идет штурмовать прибрежные турецкие укрепления. План российского командования амбициозный: после овладения крепостями Ачхуз (нынешнее село Ачуево) и Темрюк разрушится вся оборона старинного врага России на морском побережье и появится удобный плацдарм для продолжения наступления на Крым.

В начале октября русские войска подошли к Ачхузу. Началась переправа артиллерии через Кара-Кубань (нынешняя Протока) и подготовка к штурму. Уже после первого обстрела в форту вспыхнули пожары, солдаты гарнизона начали покидать укрепление. Казалось, участь турецкой твердыни решена, но вдруг в события вмешались могучие силы природы. Об этом свидетельствует известный кубанский историк А.Ф.Щербина: «Ночью налетел сильнейший морской шторм, которым разнесло паром и разметало суда…». Людские потери русских были невелики, но армия Дебрилля за несколько часов лишилась большинства припасов, без которых было немыслимо продолжать военную кампанию. В итоге войска бесславно отступили. Эта неудача так негативно повлияла на настроения правительства Российской империи, что вскоре был заключен мирный договор с турками. В результате русско-турецкая война 1735—1739 годов, отмеченная многими победами русского оружия, осталась в военной истории нашей страны одной из самых малоизвестных страниц, а турки вполне обоснованно могли сказать: «Ачхуз спасся по воле Всевышнего».

Что же случилось в те далекие времена? Объяснения дали советские ученые в середине ХХ века. Оказалось, подобные штормы случаются на Азовском море довольно редко — один—два раза в столетие. Катастрофические наводнения в Приазовье возможны при сильных и длительных ветрах с западного направления и обычно происходят осенью или весной при возникновении особо мощных циклонов. Уровень моря, связанный с изменением циркуляции вод под воздействием ветра, в течение нескольких часов может повыситься на два—три метра. Настоящее азовское цунами!

Азов проявлял свой необузданный и коварный нрав еще в древности. Римский историк I века нашей эры Плиний Секунд пишет: «Море поглотило города Пирру и Антиссу, лежавшие около Меотиды». (Тогдашнее название Азовского моря.) От грозного явления природы пострадали генуэзцы и турки, несколько столетий хозяйничавшие на территории нынешнего Славянского района.

Досталось от стихии и казакам, осваивавшим Приазовье в ХVIII—ХIХ веках. Смотритель вод Кривошей в 1801 году докладывал воинскому атаману Бурсаку: «От норд-веста потопило все берега, лежащие по обе стороны Сладкого лимана и Сладкого ерика, по-над морем от Кучугур до Ачуева, даже достигло устья Черного ерика, разорило рыболовные заводы». Архивные источники 1892 года свидетельствуют: «…В ночь на 17 февраля на Ачуевской косе вследствие порывистого юго-западного ветра было сильное наводнение, коим уничтожен 31 рыболовный завод, потонуло 30 человек».

Поистине катастрофическим стало наводнение 1914 года. Вода в Азовском море поднялась на три метра. По свидетельству очевидцев, «почти все прибрежные населенные пункты от Темрюка до устья Дона, включая рыбные заводы и полотно железной дороги, оказались затопленными». По приблизительным подсчетам, погибло около трех тысяч человек. О событиях на территории нашего района тогдашние газеты флегматично сообщили: «На Ачуевской косе, где было расположено до ста рыбных и консервных заводов, разрушено всё».

29 октября 1969 года

После той дерзкой «выходки» Азов успокоился на полвека — до ночи с 28 на 29 октября 1969 года. Никто из тогдашних жителей Ачуева не подозревал, что за несколько суток до этого в Северной Атлантике возник мощный циклон, который развил огромную скорость, стремительно пересек океан и обрушил чудовищный атмосферный вихрь на воды Азова. С ужасом смотрели местные рыбаки на не виданные даже старожилами трехметровые волны, которые начали захлестывать берег. Пенистые гребни играючи расшвыряли постройки рыбацких станов и ринулись на улицы Ачуева, врываясь в дома.

О силе ураганного северо-западного ветра скоростью не менее 35 метров в секунду говорит факт, описанный в «Заре Кубани» той поры: в районной больнице Славянска, расположенной в десятках километрах от побережья, в ту ночь выбило почти все окна со стороны, обращенной к морю. Ранений от разбитых стекол среди пациентов удалось избежать лишь благодаря инициативе дежурного врача Алексея Ивановича Дзюбы, организовавшего экстренную эвакуацию больных хирургического отделения. Городские электрики за сутки ликвидировали около трехсот повреждений, подняли 50 поваленных опор линий электропередач. Но так и не сумели в полном объеме восстановить электроснабжение Славянска: слишком много бед натворила стихия. В колхозе «Родина» (станица Петровская) начали рушиться турлучные корпуса МТФ, оседать кровля строений. Борясь с порывами ледяного ветра, станичники Петр Сереженков, Александр Назаренко и многие другие, рискуя жизнью, проникли в коровники через образовавшиеся проломы и выбили заклиненные двери, чтобы спасти колхозный скот.

А представляете, что творилось в эти часы на побережье?

— Вода не щадила никого, — свидетельствовала в корреспонденции «Зари Кубани» с места событий тогдашний депутат Ачуевского поселкового Совета Л.Васильева. — Люди спасались на крышах домов, на чердаках и деревьях… На поселок страшно было смотреть: всё изуродовано, разбито, размыто.

Эта ужасная ночь стала последней для многих ачуевцев. В своей книге, посвященной истории Ачуева, известный местный краевед Сергей Васильевич Лезговко называет имена некоторых из них: Дмитрий Обертас, Константин Варава, Михаил Калинин. Количество жертв увеличилось за счет охотников, приехавших отдохнуть на лоне природы в Славянский район. Сколько их погибло 29 октября? Точно неизвестно, но и спустя годы местные жители находили останки погибших, их заржавленные ружья.

Досталось и нашим соседям-темрючанам. Если вам доведется побывать в Темрюке, можете убедиться: почти все пятиэтажные здания в центре города построены в 1970 году. Дома строились для тех, кто выжил в прибрежных поселках, уничтоженных стихией и не восстановленных после наводнения 1969 года.

Горько осознавать, но даже спустя сорок с лишним лет мы весьма приблизительно представляем масштабы давней трагедии. По существовавшей в те годы практике сведения о жертвах были засекречены, в средствах массовой информации об этом сообщать запрещалось. Сколько погибло людей в ту ночь? Каковы материальные потери? Ответы на эти вопросы ждут своих исследователей.

В свое время известный советский драматург Анатолий Софронов, пораженный масштабами катастрофы, написал пьесу «Ураган». Спектакль шел в Москве, а музыку к нему написал Г.Ф.Пономаренко. В 1983 году режиссер Наталья Величко сняла фильм «Ураган приходит неожиданно» — трагическую мелодраму, основанную на событиях 29 октября 1969 года. Кульминация картины: главный герой, директор кубанского совхоза Григорий Березин, спасает земляков во время шторма на Азовском море. Многие ли из нас видели этот незаслуженно забытый фильм? И я не смотрел, а ведь сюжет фильма базируется на реальных действиях наших земляков в те кошмарные дни.

На помощь погибающим были брошены коллективы предприятий, военные, милиция. Одной из первых в Ачуево двинулась колонна гусеничной техники Славянской ПМК-9 во главе с начальником строительного участка Эдуардом Козловским и инженером-энергетиком Александром Плоховым. Шесть часов пробивалась она через размытые дороги.

Краевые власти вынесли благодарность отличившимся «за верность своему служебному долгу, преданность советскому народу и Родине». Правительство РСФСР выделило большие средства на восстановительные работы. Многое из разрушенного было вскоре отстроено, в Ачуево поднялись новые дома. Но в народной памяти двадцать девятое октября навсегда осталось черной датой. Можно сказать, что от последствий стихии село не оправилось и по сей день: в 1969 году в Ачуеве было полторы тысячи жителей, сегодня — менее семисот.

* * *

Волны лениво накатываются на берег, словно успокаивая: не бойся, человек. Но уроки истории наглядно доказывают: Азов — могучая стихия, и об опасности его «гнева» забывать не стоит.

А.Силенко

Читайте также

Загрузить ещё