Подписка онлайн

Профессия — мама

31 мая 2011

Заря Кубани

Ежегодно в Краснодарском крае на воспитание в семьи передается около четырех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в 35 семьях Славянского района воспитывается 56 приемных детей. Мы побывали в одной из таких.

Когда входишь в этот дом, первое, что поражает, — огромный обеденный стол.

— Здесь мы с детками собираемся, — говорит Зинаида Григорьевна Соколова.

— Сколько ж вас?

— Раз, два… пять, — считает она, — я шестая.

Примечательно, что о себе — последней, потому что она — их тыл.

— Паша, Игорек, Леночка, Максимка, — перечисляет счастливая мама.

—  Шесть не получается, — замечаю я.

—  Так у нас  скоро Давидик будет! — радостно извещает она. — Вот закончится в интернате карантин, и мы заберем его домой.

Зинаида Григорьевна — дважды многодетная мама. У нее трое родных детей и трое (пока трое) — приемных. Когда старшие дочери выросли, с ней остался  только маленький Максим. Вот и решила женщина, что в доме не хватает детского многоголосья. А ей самой — ощущения нужности.

— Я уже не помню, как мы познакомились с мамой, — улыбается двенадцатилетняя Лена.

Ей кажется, что она жила здесь всегда.

А мама их первую встречу помнит.

— Не знаю, как объяснить, — увидела и душой почувствовала: моя! — вспоминает З.Г.Соколова.

Три месяца она брала Лену  домой на выходные. А потом настал счастливый для обеих день — ребенок остался в семье.

— А какой у нас Паша хороший! — нахваливает мама. — Уравновешенный, общительный. Мы все его любим. Не ребенок, а золото!

— Да, Леночка? —  обращается к дочке за поддержкой и сияет, когда та согласно кивает: — Нет его, и пусто в доме, скучно.

К Паше такое трепетное отношение потому, что он инвалид. Как-то Паша спросил: «А друга моего возьмешь?» Отказать мама не смогла. Так появился в ее доме Игорь, тоже, мягко говоря, не совсем здоровый ребенок. Сколько ей пришлось побегать, чтоб найти специалистов, которые поставят правильный диагноз, назначат лечение, сколько это стоило, — знает только она.  Сейчас Паша с Игорем — в санатории.

— Мы ездили туда, я проверила, как лечат, как кормят, — рассказывает мама. —  Всё хорошо. Мальчикам нравится. Но мы очень скучаем без них. Трудно ли мне с ними? Пожалуй, нет.  Самое трудное — начало, когда ребенка берешь на выходные, чтобы он привык,  а он, уходя в интернат, спрашивает: «Можно остаться уже сегодня? А ты точно заберешь меня? Не обманешь?». Как можно обмануть, предать? Ведь их уже предали кровные родители.

Ясно, она гонит от себя мысль, что те могут одуматься, восстановиться в родительских правах и забрать детей.

— Вы же профессиональная мама, то есть взяли перед государством обязательство опекать их до 18 лет, это ваша работа…

— А потом что, по-вашему, выставить за порог? — возмущается моя собеседница. — Вот Леночка — наша умница. Школу окончила с двумя четверками, но может быть отличницей. Так что будем стараться в будущем году. Мы с ней часто мечтаем, что она вырастет, станет врачом, замуж выйдет за достойного человека. Будет ко мне внуков привозить. Дети должны знать, к чему стремиться, видеть, что ждет их впереди.

А пока впереди — лето.

— Мама предлагает в лагерь, — говорит девочка. — Но я уж лучше подожду, когда и она сможет отдохнуть. Вместе на море поедем, с ней так интересно!

Частенько семья выбирается на природу, благо, мама — водитель с двенадцатилетним стажем. Недавно  купили машину побольше, чтобы всем места хватило.

Но жизнь не состоит из праздников — и дети Зинаиды Григорьевны это знают.

— Я сама землю люблю, — признается мама. — А как без нее? На Сербине у нас большой участок, там выращиваем раннюю картошку. Наняла рабочих помочь выкопать, а мы сортировать будем. Это несложно. Немного поработают, потом на площадку — на хуторе очень хорошую сделали, там столько детворы собирается! У моих и друзья там есть.

Дома в огороде — полный порядок, уже есть  и огурчики, и клубничка.

— А кому первую ягодку? — спрашиваю.

— Никому, — получаю ответ. — Ждем, когда поспеет несколько, чтоб каждому первая досталась. И только так. А потом уже — кто сколько хочет. Вот вчера уже вареники с клубникой делали. И мясо у нас свое, потому что кур держим. Омлет детки любят, балую и беляшами, и чебуреками. Пеку очень часто.

— А приходится чувствовать на себе косые взгляды — вот, дескать,  набрала. Своих, что ли, мало?— интересуюсь.

— С такими даже общаться считаю ниже собственного достоинства, — резко отвечает Зинаида Григорьевна. —  Но им можно посочувствовать: эти люди не знают, что такое милосердие. Для меня дети одинаковые, я не делю их на своих и чужих. Вот продадим картошку — купим два новеньких велосипеда, два у нас уже есть. Да, Леночке чуть больше внимания — она девочка, она моя первая помощница, ей и сережки, и наряды нужны.

— Иногда  родители хотят взять ребенка, чтоб не доставлял никаких проблем, — говорит начальник управления по вопросам семьи и детства Галина Александровна Лыско. —  Есть такие, кто желает взять ребенка, чтобы компенсировать потерю или реализоваться как родители. На занятиях «Школы приемных родителей» мы разъясняем, что сегодня не родители  выбирают ребенка, а мы смотрим, способны ли они воспитать и дать то, чего не даст самое прекрасное государственное учреждение — детский дом или интернат. Зинаида Григорьевна, в прошлом медработник,  искала ребенка, которому она нужна, и сознательно взяла инвалида. Она правильно понимает суть опекунства: не только накормить, обстирать, но и научить детей жизни.

Неуемной энергии и безграничной доброты З.Г. Соколовой хватает на всех — она  еще и щенка купила для детворы. Мамин день проходит мгновенно — в хлопотах и заботах.  С ней дети учатся лепить вареники, включать телевизор, чистить зубы. Они постигают простые для домашнего ребенка истины: собаке нужно налить воды, а за яйцами — сходить в курятник, при этом следить, чтоб петух не клюнул! А еще она учит любить семью, подавать милостыню престарелой бабушке у магазина и мечтать о будущем!

— Не скрою, раньше я в храм очень редко ходила, — делится Зинаида Григорьевна. —  А появились дети в семье — потянулась к вере, наверное, ради них. Недавно икону купили, все вместе выбирали — для достатка в семье и благополучия. В церкви происходит исцеление души, человек становится добрей, силы появляются.

Дети дарят ей любовь, а она чувствует, как нужна им, поэтому готова делать всё, чтобы они были счастливы…

О.ОСИПОВА

На снимке: Зинаида Григорьевна с Леной и Максимом.

Фото Н.КРАВЦОВА

Читайте также

Загрузить ещё