Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Воздушного кодекса (далее – ВЗК РФ), Приказа Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее — Правила), Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.
Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки:
Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор). При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов. Согласно ч.4 ст. 108 ВЗК РФ, если заключен договор, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.
В свою очередь статья 108 ВЗК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки.
При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.
Вынужденный отказ от авиаперевозки:
В этом случае, отказ пассажира от авиабилета признаются:
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
Претензионный порядок урегулирования споров:
При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.
Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.
В случае не удовлетворения требований в претензионном порядке, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
На основании ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», орган государственного надзора (Роспотребнадзор), может быть привлечен судом к участию в деле либо по инициативе потребителя, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ.
Примечание: ст. 5 ВЗК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.