Подписка онлайн

Эта маленькая жизнь…

22 июня 2010

Заря Кубани

Июнь в разгаре, и частенько из окон мчащихся автомобили можно услышать известную песенку Митяева «Лето — это маленькая жизнь»… Посмотреть на маленькую жизнь станицы Петровской, самой большой в районе, отправились мы вечером 16 июня.

На большом стадионе школы № 31 детвора гоняет мяч.

— У нас спорт любят, вот и летом с ребятами работают два учителя, — встречает нас директор Вячеслав Владимирович Васильев, своим присутствием доказывая, что у руководителя даже сельской школы ненормированный рабочий день. — Физкультура в расписании — каждый день. Три года мы первые в районе среди основных школ по организации физкультурно-массовой работы. Надеюсь, и в этом году не уступим первенства. Мы гордимся, что наши парни, Александр Медведев, Сергей Бабич, Сергей Колесник, — в сборной района по футболу! Но под спортзал приспособлены два обычных класса — никаким нормам не соответствует. Поэтому мечтаю о настоящей спортивной площадке.

— А мы с подружками любим волейбол, — уверяет восьмиклассница Елизавета Фоменко. — Помогли дома по хозяйству — и на школьный стадион. Еще рано, позже здесь будет много ребят. Наш директор сказал, что скоро на море поедем — очень хочется искупаться!

Желаем девчонкам интересных каникул и отправляемся дальше.

Вот у дома женщина доит корову.

— Февралька у нас умничка! — говорит Ольга Ильинична Федорова, поглаживая кормилицу. — На пять семей — одна. Всем молочка хватает, а ведь у нас три внука и внучка! Раньше в станице стадо большое было, а теперь в радиусе километра только наша Февралька и осталась. Пасем неподалеку, сено муж заготавливает, хватает.

— Может, молочка парного отведаете? — предлагает хлебосольная петровчанка.

Благодарим за доброту — и снова в путь.

На крыльце СДК «Россия» в восемь вечера встречаем веселую компанию. Девушка быстренько отправляется прогуляться, а парни просто не могут: один крепко спит, два других попивают пиво.

Заметив чужих, прибегает сторож и рассказывает, что в клубе идет ремонт, но днем детки приходят, однако в пять вечера учреждение закрывается, поэтому пусто и на стадионе. А парни местные — чего их гонять?

И здесь рады гостям.

— Оставайтесь, сейчас шашлыки прибудут, — приглашает нас к «очагу культуры» главный балагур, обижается отказом и интересуется, в какой газете «покажут» их фотографии.

По пути к следующему культурному очагу, СДК «Приазовский», останавливаемся у ерика, где трое удят рыбу. На одну удочку.

— Я — сам по себе, — утверждает рассудительный восьмилетний Данил Назаров. — А Настя, моя двоюродная сестра, — с дядей Женей. Видите, я уже поймал рыбешку (он с гордостью показывает малюсенькую красноперку), а теперь и Насте повезло. Это мы для кота нашего, Тимофея, ловим.

Пока Настя нанизывает хлебный мякиш на крючок, уже второклассник Данил рассказывает, что день прошел отлично: с утра был на площадке в школе № 29, ходили в парк, потом в библиотеке соревновались.

— Было две команды: «Шустрики» и мы, «Смешарики». Конечно, победили мы! — восклицает мой собеседник.

Вот к ерику приближается мужчина с помпой и начинает ее установку.

— До семи с женой на работе, — делится Николай Николаевич Круглов. — А сейчас вот огород будем поливать.

— У нас огород — 30 соток, — подключается к разговору его супруга. — Десять засеяли люцерной — теперь полегче. Забот — круглый год: не успеешь убрать урожай, готовь землю под новый. У кого — рождественские каникулы, а мы с шестого января начинаем сеять баклажаны и перец.

— Наш, станичный, перец славится даже в Москве, — добавляет супруг, продолжая колдовать над помпой. — И называется он там, независимо от сорта, Петровским!

Сдают Кругловы овощи на местном оптовом рынке — самим торговать некогда.

— А правду говорят, что вырождается уже перец в Петровской? — спрашиваю.

— Что вы! Сын звонит с Дальнего Востока: «Мама, ты что делаешь?» — «Перец собираю!». Звонит через неделю. А я опять — перец собираю. Он удивляется: «У нас уже снег давно лежит, а ты всё перец собираешь!». Честно, иногда думаю: «Скорее бы уж всё поморозило!» — смеется женщина, помогая мужу приладить шланги.

Желаем семье хорошего урожая, своевременных морозов и спешим дальше.

На спортивной площадке — никого. Неподалеку — четверо парней. Завидев нас, трое пускаются в бега. Один — на мокике, никуда не торопится. Закуривает, несмотря на юный возраст, и рассказывает, что на площадке до восьми ребята играли в футбол.

— Жарко, вот и ушли, — присоединяются к разговору вернувшиеся беглецы. — Надо было вам раньше приезжать…

Ворота на площадку — настежь. Поэтому неудивительно, что дорогостоящее покрытие варварски испорчено. А под трибунами — доказательство, что люди здесь были. И не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы определить: они очень любят пиво «Большая кружка», «Жигулевское» и сигареты «Винстон». При этом — понятия не имеют об элементарной культуре…

Время близится к девяти вечера — улицы заметно оживляются: соседки вышли посудачить, мальчишки закружили по улицам на скутерах, девчонки, принарядившись, отправились на свидания. А пенсионер Владимир Николаевич Пожидаев решил искупнуть гусиное стадо.

— Гусей держим не первый год, — делится он. — Собрали яиц, отдали на инкубатор, теперь вот пасу. Сколько? По осени считать будем. К Новому году отвозим на оптовый, в Славянск, иногда и сами торгуем — всё помощь к пенсии. А как сорняки истребляют! Не едят только лободу и калачики! Да и огород не забрасываем, выращиваем всего понемногу. К нам приезжают оптовики — забирают.

— А сегодня на торгово-закупочной площадке пусто, — говорю.

— Так недавно были. Сейчас проблем нет — как только скупщики появляются, соседи обзванивают друг друга и везут овощи. Для нас проще сдать, чем самим торговать. Хозяйство не бросишь!

Едем в центр станицы. На воротах школы № 29 нас встречает яркий плакат, украшенный разноцветными шариками: «Борисенко Альбину Григорьевну ее любящий 11 «Б» класс поздравляет с днем рождения!». Вот такое признание в любви перед всей станицей! Не каждый учитель удостаивается такого подарка. Во дворе школы шумно — это девятиклассники репетируют выпускной.

— В нашем 9 «Б» 23 ученика, — рассказывает отличница Юля Симоненко. — Человек семь решили поступать в техникумы, колледжи, в основном это мальчишки. Я учусь с удовольствием, поэтому обязательно хочу получить высшее образование. Люблю географию, химию. Кем стану, еще не решила.

— Завтра у нас будет весело! — обещает она и спешит к подружкам.

На нашем пути — кафе «Топаз». Заходим — ни души, кроме работающих здесь Инны и Виктории.

— День на день не приходится, — высказываются они. — Иногда в будни — многолюдно, а в выходной — пусто. Мы работаем до двух ночи. Наценки небольшие, можно не только спиртное купить, но и соки, чай, кофе. Есть охрана, так что проблем не бывает. Но молодежи, конечно, пойти некуда. На дискотеку только подростки ходят — она до десяти по закону работает. В сквере напротив даже посидеть негде.

— Когда прохожу мимо нашего парка, так обидно! — не сдерживает эмоций Инна. — Когда-то масштабами превосходил городские. А нынче — запустение. А ведь у нас в станице так много детишек. Вот бы где гулять! Может, клич бросить, люди у нас отзывчивые, всем миром навели бы порядок?

Парк действительно замечательный! Огромные тенистые платаны, голубые ели, березы, каштаны. Видно, что администрация поселения немало трудится: идет обрезка голубых елей, скошена часть травы. Но площадь — глазом не охватишь. В глубине — непроходимые камыши, вдоль дорожек — остовы лавочек и поржавевшие фонарные столбы, то тут, то там — следы «цивилизации»: банки, бутылки, пакеты с мусором.

Медленно садится солнце… Умолкают газонокосилки, сорока спешит в гнездо, перекликаются иволги. Маленькая жизнь постепенно замирает и… продолжается!

О.Осипова

Читайте также

Загрузить ещё