Наступает пора детских каникул, а с ними — приятные хлопоты, связанные с отдыхом и оздоровлением детей.
Первый вопрос родителей — куда обратиться, к примеру, за экскурсионной поездкой для ребенка или за путевкой в детский лагерь?
Организацией такого вида деятельности может заниматься фирма-туроператор или турагент на основании доверенности от туроператора. Важно знать, что туроператор в обязательном порядке должен входить в единый реестр туроператоров под определенным номером и иметь страховую или банковскую гарантию, которая позволяет компенсировать непредвиденные затраты клиентов при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Покупая путевку для своего ребенка, каждый родитель должен ознакомиться с предлагаемыми условиями проживания, питания, перевозки и предложенных программ, обратить внимание на множество различных факторов, начиная с указания сведений обо всех необходимых документах и заканчивая тем, как составлен договор.
При выборе экскурсии нужно убедиться в качестве транспорта, в программе (количество посещаемых мест, их значимость и интерес для ребенка, соотношение занятого и свободного времени, организация питания), профессионализме экскурсовода, аниматоров, педагогов (если они предусмотрены программой). Если это экскурсионная поездка на длительный период – важны и условия проживания, питания (в том числе и в дороге!). Уточните, сколько нужно денег давать ребенку с собой – это может существенно изменить первоначально объявленную стоимость. И не забудьте уточнить про медицинскую страховку.
Если предстоит отдых в оздоровительном лагере, убедитесь, что имеется подробное описание условий проживания, безопасности, правил пребывания, предлагаемой программы отдыха, а также информация о дополнительных услугах, оказываемых детским оздоровительным лагерем, не вошедших в стоимость путевки. Ознакомьтесь с кадровым составом преподавательского коллектива и вожатых.
Договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.
В соответствии с действующим законодательством к существенным условиям договора относятся:
— наименование, место нахождения туроператора и турагента, реестровый номер туроператора;
— сведения о туристе и ином заказчике и его полномочиях;
— общая цена услуги в рублях;
— информация о потребительских свойствах услуги (программа пребывания, условия размещения и питания, услугах по перевозке и др.);
— размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора страхования или банковской гарантии, наименование, местонахождение организации, предоставившей финансовое обеспечение;
— права, обязанность и ответственность сторон;
— условия изменения и расторжения договора;
— сведения о порядке и сроках предъявления туристом или заказчиком претензий к туроператору в случае нарушений условий договора и др.
Если качество предоставленных во время детского отдыха услуг оказалось ниже, указанного в договоре уровня, потребитель имеет право предъявить претензию не позднее 20 дней с момента окончания действия договора. Указанные в претензии требования подлежат удовлетворению в течение 10 дней. При отказе законный представитель несовершеннолетнего лица имеет право подать исковое заявление в судебные органы для защиты прав и интересов детей, находящихся на отдыхе, и требовать как возмещения причиненного вреда, так и компенсации морального вреда.
Что делать в случае, если перед поездкой стало известно об изменении сроков путешествия или о том, что условия проживания будут намного скромнее тех, которые оговорены в договоре?
Законодательство предусмотрело и эти случаи. Каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
— ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта;
— изменение сроков совершения путешествия;
— непредвиденный рост транспортных тарифов;
— невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
При этом, если стороны, путем переговоров, не пришли к соглашению об условиях изменения или расторжения договора, в том числе о распределении расходов, понесенных в связи с исполнением договора, разрешение спора возможно в судебном порядке.