Кризис… Это слово постоянно звучит с телеэкранов. Надо вести дело грамотно, уверенно, с учетом запросов потребителей, использовать инициативу коллектива — таков ответ кризису людей, с которыми беседовал наш внештатный корреспондент.
Г.Н. Назаренко, заместитель главы Славянского района, начальник управления сельского хозяйства:
— Разве можно чем-нибудь испугать российского крестьянина? Помним мы, как на ноябрьском морозе трескались стволы тысяч яблонь в «Сад-Гиганте», а поля озимых во всём районе превратились в черную пустыню. Прошло время — «Сад-Гигант» стал лучшим хозяйством в России, собрал в 2008 году более пятидесяти тысяч тонн плодов, а славянские хлеборобы внесли в рекордный кубанский урожай-2008 весомый вклад — эшелоны риса, пшеницы. Недалекие и не любящие Родину люди называли сельское хозяйство «черной дырой», ориентировались на закупку иностранных продуктов. А наше село — это особый уклад жизни, оно дает лучшие в мире продукты при самых малых дотациях государства.
Страшен ли нам кризис 2009 года? На полях района поднимаются хлеба на площади 27 тысяч гектаров, состояние посевов — отличное. У нас есть запас семян риса, техника для его возделывания, кадры. Воспользовались мы тем, что цены на горючее и удобрения снизились — заключили договоры на их поставку. В хозяйствах развиваются все отрасли. В эти дни организованно завершается зимовка скота, суточный надой от каждой коровы — 10,5 килограмма молока, что выше прошлогоднего. Главное сейчас — услышать от Россельхозбанка о приемлемых условиях кредитования селян. И будем с хлебом, рисом, молоком, фруктами! Такую уверенность вселяют нам успехи сельских тружеников.
Лично меня радует, что во главе хозяйств-производителей и переработчиков стоят такие замечательные руководители, как Александр Анатольевич Кладь, Иван Алексеевич Сирота, Сергей Ильич Лагошин, Владимир Терентьевич Слюсаренко, Георгий Георгиевич Акопов и другие. Они не ждут указаний, а сами разрабатывают стратегию выхода из трудных ситуаций. Слово «кризис» их не пугает.
В.А.Чайка, генеральный директор ОАО «Славянский кирпич»:
— 2008 год мы закончили хорошо: произвели 47 миллионов штук кирпича, продали 44 миллиона. Продукция десяти наименований нашла сбыт в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, в республиках Закавказья, во всех поселениях Кубани. Светлые, золотистые, из красного кирпича здания омолаживают города, станицы, аулы.
Мы решили: сделаем 2009 год поворотным в пятнадцатилетней биографии «Славянского кирпича»! Поступает оборудование, идет монтаж, и в четвертом квартале текущего года мы предложим строителям страны новый материал — поротон. Это блок, заменяющий десяток кирпичей, превосходящий по своим качествам пенобетон, кирпич, забутовочный кирпич и ракушечно-цементный блок. Новый материал более легкий, теплый, дешевый. Летом выполним пусконаладочные работы, а в четвертом квартале поставим выпуск блоков на поток. И этот поток втрое, до ста двадцати миллионов штук, увеличит объем выпускаемой продукции. Стеновой блок будет отлично сочетаться с нашим облицовочным кирпичом.
И еще: не будет сокращен ни один работник. Мы вырастили кадры, способные управлять любым импортным автоматизированным оборудованием, и очень дорожим такими людьми.
М.В.Торосян, руководитель парикмахерской «Диана»:
— Сегодня никого не удивишь маникюром, педикюром, наращиванием ногтей… И мы освоили комплекс услуг для невест, выпускников учебных заведений, делаем это и на дому у клиентов. Идти к людям — старое правило отечественной сферы услуг. Разве мы вправе отказать заболевшим клиентам? Пенсионерам у нас — скидки. Участвуем в профессиональных конкурсах, семинарах. Хотя каждый из тринадцати сотрудников имеет специальное образование, продолжаем учиться, через каждые пять лет проходим сертификацию.
Как видим, кризис действительно не страшен тем, кто умеет работать.
Н.Заболотный