Подписка онлайн

Договор хранения и права потребителей

19 октября 2023

Нередко бывают случаи, когда потребитель не сразу забирает товар после проведения гарантийного ремонта, и в дальнейшем продавец требует оплатить хранение товара.

После принятия товара на ремонт, продавец должен выдать акт приема-передачи этого товара. Обязательно проследите, чтобы документ содержал все необходимые реквизиты:

  • ваши данные;
  • данные лица, осуществившего приемку: наименование и адрес организации или частного предпринимателя;
  • дату получения изделия в ремонт;
  • полное наименование товара, его подробное описание;
  • перечень заявленных недостатков товара;
  • вашу подпись и визу лица, которое приняло у вас товар.

В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указано, что при рассмотрении споров, связанных с гарантийным ремонтом, следует иметь в виду, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца возникает обязательство перед потребителем по безвозмездному хранению этого товара, к которому применяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом о защите прав потребителей (статья 906 ГК РФ).

Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» исходит из принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением его нарушенных прав. Следовательно, в период проведения гарантийного ремонта хранение является безвозмездным, то есть расходы на хранение вещи не подлежат возмещению.

Однако, несвоевременная явка потребителя за получением товара из гарантийного ремонта является отказом принять предложенное должником надлежащее исполнение, то есть просрочкой (ст. 406 ГК РФ), так как в обязательстве по безвозмездному устранению недостатков в товаре, возникающем из договора купли-продажи товара, продавец выступает в качестве должника, а потребитель в качестве кредитора.

А просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают.

Таким образом, если после устранения недостатков товара и надлежащего уведомления потребителя об этом, потребитель не забрал товар в установленный срок, то продавец вправе требовать возмещения убытков в виде расходов на хранение вещи, произведенных с момента начала просрочки, согласно п. 2 ст. 897 ГК РФ.

Еще одна ситуация, которая может возникнуть, также связанная с хранением вещей. Например, в мастерскую по ремонту сдана обувь или другие вещи, техника с обязательным оформлением соответствующих документов, согласно «Правилам бытового обслуживания населения», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. № 1514.

Через несколько дней, в назначенное время, клиент приходит за своей обувью, а ему говорят, что обуви нет. Четкого ответа от хозяина мастерской клиент не получает, денежную компенсацию выплатить отказывается.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» хозяин мастерской обязан возместить потребителю стоимость утраченного имущества в двукратном размере, а также вернуть деньги, уплаченные за ремонт, если была предоплата ремонта.

Для этого необходимо предъявить потребителем письменную претензию со ссылкой на пункт 1 статьи 35 Закона РФ «О защите прав потребителей». В претензии необходимо указать, что в случае отказа удовлетворить требования потребителя в трехдневный срок, хозяин мастерской обратится с иском в суд, где потребует также выплатить компенсацию за моральный вред от его действий, а также будет нести все судебные издержки.

Читайте также

Загрузить ещё