Подписка онлайн

Земля прокормит!

19 мая 2012

Заря Кубани

Рынок в поселке Целинном — это несколько мест, где торгуют вещами, еще одно — фрукты-овощи явно не местного производства, другое — пара пучков зелени и немного рассады. 

15 мая огурцы в Целинном на рынке стоили, как и в городе, 60 рублей за килограмм. Один к одному, хрустящие и сочные даже на вид! А привез их сюда Александр Баташов (на снимке) из Голубой Нивы, где у них с братом Андреем Куклиным крестьянско-фермерское хозяйство. Гордятся молодые фермеры тем, что дед, Григорий Федорович Ювженко, строил Голубую Ниву. И они эту землю не предали, пустили здесь корни.

— Держали китайских свиней, — рассказывает Александр. — Выкупили разрушенную ферму, восстановили. Но пришла чума — пришлось хрюшек забить. Нашли альтернативу — теперь разводим баранов. Взяли кредит в банке «Первомайский» под залог техники на три года. Купили семена — посеяли тыкву, помидоры. На семи сотках построили теплицу. Огурцы приобрели рассадой, посадили перед Пасхой, когда народ отдыхал. А первого мая дети уже хрустели свеженькими огурчиками. Куда деваем выращенное? В Голубой Ниве заказы по домам развозим да вот на рынке торгую.

— А у нас в Целинном земля плохая, — сетует покупательница Наталья Николаевна Купина. — У моих родителей огород, столько туда земли и перегноя завозили — как в прорву, толку нет. Вот и приходится привозные овощи покупать. Знаю, что у фермеров свежие, только с грядки.

У Андрея и Александра высшее образование — они окончили КубГАУ. Их отец тоже агроном, помогает советом. Есть у братьев земля в аренде, но они готовы взять еще до ста пятидесяти гектаров, чтоб выращивать ячмень.

— По себестоимости он бы выходил рубля четыре за килограмм, а так приходится покупать по восемь. Мы бы посеяли и убрали сами, но свободной земли нет. Люцерновое сено заготавливаем в «Сладковском», — продолжает фермер.— Они молодцы, севооборот соблюдают. Работаем по бартеру: они косят, а мы прессуем. Два поля им — одно нам.

День в крестьянско-фермерском хозяйстве начинается рано.

— Сегодня в пять тридцать — подъем, поехали с женой и братом в теплицу, собрали огурцы, срезали грибы. Мы с женой учились в Краснодаре, получили сертификат на производство вешенок, — рассказывает мой собеседник. — Потом — я на рынок, брат — по делам. А жена — детей (их у нас трое) в школу-садик собирать.

Оказалось, что супруга Александра — родом из Краснодара.

—Не ропщет, что вы ее в глухомань увезли? — спрашиваю.

— Да нет, — улыбается фермер. — Когда приезжаем к ее родным в Краснодар, она возмущается: «Как вы живете в городе? Здесь же дышать нечем!». Ей в Голубой Ниве нравится, да и хозяйство наше на ноги становится. Вон теща моя всю жизнь на заводе работала, а пенсии заслужила — четыре с половиной тысячи. Смех! Так что и детям своим завещаем работать на земле — она прокормит. Было бы желание.

О.ОСИПОВА

Фото Н.КРАВЦОВА

Читайте также

Загрузить ещё