Подписка онлайн

Трижды ветеран

22 февраля 2012

Заря Кубани

Еще до армии Саша Вакуленко увлекался радиоспортом, это пригодилось и в армии. Был радистом на кораблях Черноморского флота, служил на знаменитых противолодочных крейсерах «Ленинград» и «Москва», побывал на Средиземном море.

— Матрос на флоте, что генерал в пехоте, — смеется А.И.Вакуленко (На снимке). — Морские радисты очень ценились, и мне предложили пойти на сверхсрочную службу, по контракту. Я согласился: нужно было семью кормить, да и квартиру командование обещало выделить.

Служил Александр в полку связи при шестой танковой армии. Жилья, кстати, он так и не дождался. Когда началась война в Афганистане, оставив дома жену с двумя детьми, лейтенант добровольцем в числе первых, отправился в немирную республику.

— Прилетели в Кабул мы пятого февраля 1980 года, и первое, что увидели — снег. Вокруг всё белым-бело, — рассказывает Александр Иванович. — Пока ждали транспорт, жутко замерзли. Пробовали бегать, чтобы согреться, но на высоте двух тысяч метров над уровнем моря не хватает воздуха. За нами приехали только спустя восемь часов.

Однако, как оказалось, это были только «цветочки». В расположении сороковой армии Туркестанского военного округа для прибывших не нашлось свободных палаток. Солдат еще удалось распределить, а офицерам пришлось рыть себе землянки. И только через месяц им наконец выделили одну палатку.

— В лагере стояли в карауле день и ночь, — продолжает А.И.Вакуленко. — Набеги душманов, перестрелки стали привычным делом. Опасность подстерегала повсюду, и не только от людей: в Афгане немало ядовитых пауков, змей и скорпионов. Даже во сне бдительности терять нельзя было. Лишь спустя несколько месяцев наконец занялись делом: сопровождали боевые колонны, штурмовые отряды. Десантники ходили в атаку, нашей же задачей было бесперебойное обеспечение связи. Кандагар, Кундуз… Где только за это время не довелось побывать! Уже под конец «командировки» начали оборудовать связью знаменитый дворец Амина в Кабуле.

Однажды лейтенант Вакуленко на грузовике вместе с группой отправился за водой в Кабул, бронетехнику сопровождения бойцам не выделили. Эта поездка едва не стоила воинам жизни: на узких улочках их встретили огнем душманы. И лишь каким-то чудом водителю удалось вывести машину из города.

Самое страшное на войне, как признается Александр Иванович, — это потеря друзей. Десантников в Афганистане гибло много.

— Бывало, заходишь в палатку, а несколько кроватей пустует. Спрашиваешь: «Ребят, а где Вовка, Саня?» Вместо ответа — вопрос: «А ты разве не знаешь?..» Всё сразу становится понятным. По негласным правилам, никто не имел права занять место погибшего несколько дней. Думали, вдруг вернется…

Контракт Александра подошел к концу в июле, и он вернулся домой. Отучился в спецшколе МВД СССР, работал в милиции, на пенсию вышел капитаном. Теперь Александр Иванович — трижды ветеран: боевых действий, труда и органов внутренних дел.

— Афганистан научил меня многому, — считает А.И.Вакуленко. — Близость смерти, ужасный быт, бессонные ночи, постоянное чувство опасности… По сравнению с теми страхами и трудностями остальные кажутся ничтожными. Любые преграды в жизни теперь нипочем!

А.Кузьмин

Фото автора

Читайте также

Загрузить ещё