Подписка онлайн

Об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг

19 ноября

Роспотребнадзор, по результатам исследования рынка микрозаймов, напоминает об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг:

— снижение процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в государственный реестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в тени;

— практика легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям;

— игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно, включая такие элементы договора как полная стоимость займа, количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы дополнительных договоров или платежей по займу, а также неустойки, штрафы и пени;

— использование микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов;

— значительный процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы;

— недостаточное финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения микрозаймов, помимо заработной платы;

— непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов заимствований;

— рост неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по микрозаймам;

— неправомерное использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;

— растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раза;

— растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и на сумму до 30 тысяч рублей.

Как было отмечено на международной конференции Роспотребнадзора «Защита прав потребителей финансовых услуг: акцент на социально уязвимые группы населения», которая проводилась в рамках VI Всероссийской недели сбережений, Банк России впервые в этом году зафиксировал тренд на снижение количества обращений потребителей, хотя общее их количество остается достаточно высоким, а лидером по числу жалоб является сектор кредитования и страхования.

Справочно

Аналитический центр НАФИ составил портрет типичного потребителя «займа до зарплаты». Исследование проведено в 2018 году по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Согласно результатам исследования, потребителя микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со стандартным набором финансовых продуктов и услуг: кредитные и дебетовые карты, кредиты и займы. Основным источником его дохода является заработная плата. При этом основные расходы состоят из трат на услуги ЖКХ, продукты и лекарства, обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи родственникам. Также большинство потребителей микрозаймов считают, что финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего.

Исследование показало, что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением региона.

В Краснодарском крае в 2022 году выдано на 20% больше микрозаймов, чем в 2021 году. По данным «Национального бюро кредитных историй», по количеству выданных микрозаймов Кубань заняла третье место среди регионов страны. На первых двух строчках – Москва и Московская область.

Читайте также

Загрузить ещё
Поделиться с родными Поделиться с родными Поделиться с друзьями