Подписка онлайн

Отвечает ли продавец за сохранность вещей, оставленных покупателем в камере хранения магазина

27 ноября 2018

Заря Кубани

Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России (далее — ГК РФ) регламентирует свобо­ду договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать. Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Граждан­ского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно ста­тье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности пре­доставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет от­ветственность за вещи, оставленные в железной ячейке. Согласно ст.ст. 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, храни­тель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим об­разом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельно­сти, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось не­возможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, не­достачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей».

Особо обращаем внимание, что на правоотношения поклажедателя и хранителя при безвозмездном хранении законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей не рас­пространяется, в силу преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г . N 2300-I «О защите прав потребителей». Поклажедатель при безвозмездном хранении не является потребите­лем и правами потребителя не обладает.

С.Осмоловский, начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах

Читайте также

Загрузить ещё