Пылесос сегодня есть в каждой квартире. Но прежде чем там оказаться, он проделал долгий путь. Кто изобрел пылесос, и какие метаморфозы с ним происходили?
Знаете ли вы, что связывает поезд и пылесос? Одна занимательная история. Как-то раз некий англичанин Хьюберт Бут ехал в пригородном поезде. С неприязнью глядя на пыльные сиденья и грязный пол, он думал, что неплохо было бы изобрести машину для уборки. А на соседнем месте тем временем ехал мальчик, который забавлялся с платком — прижимал его к губам и с силой втягивал воздух. Вот тут Бута и озарило.
Уже через несколько месяцев, а точнее 30 августа 1901 года, он представил патентной комиссии первый в мире пылесос. Справедливости ради стоит сказать, что подобные устройства уже конструировали и раньше, но они получались настолько неуклюжими и несовершенными, что на практике были абсолютно бесполезны
Одним из главных преимуществ пылесоса Бута был двигатель внутреннего сгорания, пусть и весьма примитивный. Позднее он заменил его электрическим мотором, чем значительно улучшил рабочие характеристики. Принципиальное отличие от предшествующих разработок заключалось в том, что пылесос не выдувал воздух, а всасывал пыль и мелкий мусор через фильтр, а затем направлял в пылесборник.
Свое детище Бут ласково назвал «Фырчащий Билли». Он был настолько громоздким и неповоротливым, что для обслуживания требовалось двое крепких мужчин. Один раздувал большие меха, а второй перетаскивал тяжелый шланг. Для перемещения пылесоса на большие расстояния нужно было поставить его на повозку, запряженную двумя лошадьми. И, тем не менее, с пылью он расправлялся зверски.
Запустить такое чудо техники в массовое производство не представлялось возможным. Прекрасно это понимая, предприимчивый Бут нашел чисто коммерческое решение. Он стал предлагать услуги по клинигу всем желающим. Хотя точнее было бы сказать платежеспособным. Стоила такая процедура около 3 фунтов стерлингов, что в перерасчете на сегодняшний курс составляет чуть больше 8000 рублей. Позволить себе такое могли только обеспеченные жители Лондона.
Не обходилось без казусов. Бут получал не только восторженные благодарности, но и жалобы, а порой и штрафы. Однажды оглушительный шум пылесоса сильно перепугал лошадей. Они понеслись на толпу, покалечили несколько человек, опрокинули повозку и разбили витрину магазина. Иногда «Фырчащий Билли» вместе с пылью поглощал ценные предметы в богатых домах. Приходилось подолгу копаться в его недрах, чтобы отыскать часы или ювелирные украшения. А поскольку пропажу удавалось отыскать не всегда, Бута не редко обвиняли в воровстве.
Впрочем, героические заслуги на счету чудо-машины тоже имелись. После того как «Фырчащий Билли» вычистил несколько десятков килограммов грязи из казарм, удалось остановить разгоравшуюся эпидемию чумы среди моряков Британского флота. За это Буту пожаловали высокую королевскую награду.
Некоторые изобретатели, работая параллельно с Бутом, шли по пути усовершенствования механического пылесоса. Так, в 1905 году некий инженер из Бирмингема собрал компактную модель с ручным приводом. Устройство втягивало пыль за счет легких, но довольно мощных мехов, которые можно было качать одной рукой. Пылесос не чадил, не шумел и не требовал больших физических усилий.
Примерно в это же время американец Джим Кирби тоже создал ручной пылесос с механическим приводом, дополненным водным фильтром. Однако полный бак жидкости затруднял перемещение по комнате, к тому же воду нужно было постоянно менять. Устранив эти и другие неудобства, спустя несколько лет Кирби сконструировал пылесос в виде центрифуги со сменными матерчатыми фильтрами.
Любопытным получилось изобретение Джеймса Спринглера, обычного уборщика из Огайо. Парадоксально, но на этой должности он проработал много лет, страдая от хронической астмы. Спринглер поместил небольшой вентилятор в тканевый мешок, снизу прикрепил раструб с щеткой и усадил всю эту конструкцию на ручку от швабры. Правда, денег на оптимизацию идеи у уборщика не нашлось. Поэтому он продал патент родственнику, Уильяму Хуверу, который довел изобретение до ума, а позже основал собственную компанию по производству техники.