Подписка онлайн

Советская периодическая печать

5 мая 2023

В период борьбы за власть большевики широко использовали возможности оказания влияния на массы через периодическую печать. Накануне Октябрьской революции РСДРП выпускала 75 наименований газет и журналов, в том числе 25 ежедневных газет. Общий тираж партийной периодики составлял 3,5 млн. экз. в неделю.

Этот объем тиражей значительно превышал объём тиражей всей прочей общественно-политической периодики, издававшейся в стране. Издания антисамодержавного направления распространялись среди наёмных рабочих и разночинной интеллигенции, что позволяло оказывать решающее влияние на формирование их самосознания. Влияние партии на сельских жителей было значительно меньшим, там авторитетом пользовались эсеры.

В 1917-1918 гг. газеты и журналы оппозиционного большевистским властям содержания были закрыты. Начало репрессиям положил Декрет о печати, принятый СНК 9 ноября 1917 г. и по которому было закрыто 470 оппозиционных газет в Петрограде. Затем, по переезде правительства в Москву, такого же рода декрет был принят в отношении оппозиционных изданий новой столицы. Положение о национализации периодических изданий (и книгоизданий) вошло в Конституцию РСФСР 1918 г. Источники конкурирующих с марксизмом идеологий были практически закрыты.

6 июня 1922 г. декретом СНК РСФСР было создано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит. В его функции вошел предварительный контроль за содержанием периодических изданий, книг, а потом и за репертуаром театров, содержанием радиопередач. Восстановилось цензурное ведомство, отменённое за 17 лет до этого.

Одновременно с подавлением конкурирующей идеологии большевики увеличили количество издаваемых наименований и тираж своих газет. В 1918 г. в стране выходило 884, а в 1919 г. – почти 1000 газет. Резко увеличился тираж газет. В 1919 г. «Известия» ВЦИК выходили разовым тиражом 452 тыс. экз., «Беднота» имела тираж 240 тыс., тираж «Правды» превышал 170 тыс. экз. Стало издаваться больше журналов, которые пропагандировали идеи большевиков. В 1919 году их начитывалось более 450 наименований.

В начале 20-х гг. разразился кризис сбыта периодики. Публиковавшиеся в ней материалы отличались лозунговостью и схематичностью, не отражали реальности. Места редакторов и журналистов занимали люди не высокой культуры, создаваемые ими материалы были малоинтересны читателям, и поэтому газеты и журналы не раскупались. В основном во главе периодических изданий и в их штатах были интернационалисты. Они увидели выход из кризиса издательства в навязывании членам партии обязательную подписку на партийную печать. Однако было ещё множество непартийных изданий, которые также не распродавались. Практически остановился выпуск периодики на языках титульных этносов в автономных и союзных республиках.

Национал-большевики постепенно стали назначать своих единомышленников в редакции газет и журналов. Они изменили стиль и содержание публикуемых материалов, привлекли к работе журналистов, которые работали в дореволюционной прессе, открыли курсы по подготовке пишущей братии. Наиболее одиозные, не пользующиеся спросом читателей издания закрыли.

После этих организационных перемен восстановились основные жанры газетно-журнальных публикаций, наработанные в дореволюционной прессе. В газетах это были передовицы, излагающие главную идею номера, статьи с изложением фактического материала, репортажи, очерки, интервью, фельетоны, хроника, объявления. Их дополняли, а не заменяла публикация документов партийного характера, законодательные акты, сводки, рапорты о выполнении тех или иных заданий, подкрепляемые статистическими данными. Интересным новшеством стали заметки с мест, которые готовили рабочие и сельские корреспонденты. В журналах публиковали, наряду с публицистикой, художественные произведения, критику, библиографию.

Появляются отраслевые, городские и районные издания, заводские многотиражки и даже колхозные газеты. В это время появляются также издания, ориентированные на более узкие группы читателей: газеты и журналы для детей – «Пионерская правда» (1925), «Мурзилка» (1924); для юношества – «Комсомольская правда» (1925); для любителей литературы – «Литературная газета» (1928): для женщин – «Работница» (ежемесячно с 1943), для любителей спорта – «Красный спорт» (1927) и другие.

Отдельно стояли журналы чисто партийного содержания: «Коммунист» (до 1952 г. – «Большевик»), «Партийная жизнь», «Агитатор», «Вопросы истории КПСС». Они предназначались для повышения теоретического уровня профессиональных партийных работников и партийного актива.

Все это позволило восстановить интерес читателей к периодике, увеличить её тиражи.

По состоянию на 1933 г. – времени укрепления во власти национал-большевиков – издавалось уже 8319 наименований газет с разовым тиражом 35,7 млн экз. и 1919 наименований журналов, общим годовым тиражом 170 млн. экз.

В целом можно говорить о том, что к середине 30-х гг. газеты и журналы регулярно читало около 20 % населения страны. Это был очень существенный сдвиг в развитии институтов формирования общественного сознания, и стал он возможен, как в результате существенного повышения уровня грамотности населения, так и в результате улучшении содержания изданий.

В периодике не было места для русской темы, а потому воспроизводство русского этнического самосознания резко замедлилось. Это позволяло успешно осуществлять советизацию русского населения.

В период «коренизации» кадров в союзных и автономных республиках троцкисты резко сократили выпуск периодики на русском языке и расширили выпуск периодики на языках титульных народов. Это способствовало росту самосознания и ускорению строительства титульных народов.

Национал-большевики прервали процесс «коренизации» кадров в союзных и автономных республиках, восстановили издательство периодики на русском языке, но не стали сворачивать издание периодики на языках титульных этносов. К 1939 г. количество изданий, выходивших во всех национальных республиках, достигло 2500. Содержание этих изданий способствовало формированию советского самосознания, но много в меньшей степени, чем у русских. Сам факт развития периодики на родном языке способствовал формированию титульных народов, а не советской нации. Однако вместе с другими инструментами и институтами воздействия на этнические меньшинства удавалось поддерживать единство советской нации.

Успехи советизации в годы Великой Отечественной войны проявились в том, что основная часть этносов выступила на защиту своего социалистического Отечества. Советская периодика в этот период активно работала по поддержанию этих настроений. Главным изданием, освещавшим боевые действия, стала газета «Красная звезда», учреждённая в 1924 г. В её редакции в годы войны трудились такие знаковые писатели и публицисты, как М. Шолохов, А. Толстой, В. Вишневский, К. Симонов, А. Платонов, В. Гроссман. Центральные издания дополняли фронтовые, армейские, дивизионные, флотские газеты, партизанские газеты и газеты подполья. С воздуха над оккупированными территориями разбрасывались листовки.

После войны шёл длительный процесс восстановления тиражей периодических изданий, изменилось управление их содержанием. В частности, периодика стала основным инструментом формирования общественного сознания через публикацию установочных статей о нормах общественной жизни. Примером тому служат публикация в 1946 г. постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором названные издания подверглись резкой критике за безыдейность и аполитичность. В 1948 г. выходит постановление «О журнале «Крокодил», которым редакции ставится задача борьбы с пережитками капитализма в сознании людей, обличения расхитителей, рвачей, бюрократов, проявлений чванства, угодничества, пошлости. Это был «мягкий» инструмент влияния на редакторов, писателей и журналистов.

В период правления Н. Хрущева появляется первые российские республиканские газеты и журналы: «Советская Россия» (1956), «Литературная Россия» (1958), «Наш современник» (1956). Они публиковали материалы на русскую тему, но она звучала завуалировано, как описание жизни русских сельских жителей, размышления над темами русской истории.

Однако наряду с газетами и журналами, затрагивавшими русскую тему, в этот период расцвели и издания интернационалистского или, как тогда определяли, космополитического содержания. Одним из таких изданий был журнал «Новый мир», в котором пост главного редактора занимал А.Твардовский. Журнал носил либеральный характер и позволял себе публиковать критические материалы о советской жизни. В 1970 г. учредитель журнала – СП СССР – сменил состав редколлегии вместе с главным редактором. Поводом стала публикация А.Твардовским своей поэмы «По праву памяти» за рубежом. Новый состав редакции вернул журнал в русло официальной идеологической линии.

К 1971 г. разовый тираж отдельных газет значительно увеличился. Он составил у «Правды» – 9,2 млн. экз., у «Известий» – 8,6 млн. экз., у «Комсомольской правды» – 7,9 млн. экз., у «Сельской жизни» – 6,6 млн. экз., у «Пионерской правды» – 9,7 млн. экз.

В это время появились специализированные журналы: «Природа», «Кино», «Театр», «Советский спорт», «Футбол-хоккей», «За рулём», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Юный натуралист», «Юный техник», «Техника – молодёжи».

Расширение номенклатуры, улучшение качества изданий, наложенные на переход ко всеобщему среднему образованию, привели к повышению влияния периодики на поведение людей. В целом периодика проводила линию на формирование советского человека. Делалось это и в центральной прессе, и в союзных и автономных изданиях, которые дублировали содержания центральных изданий, добавляя лишь местную фактуру и колорит.

В 1990 году в СССР издавалось 8434 газеты годовым тиражом в 47,9 млрд экз и журналы общим тиражом 3,0 млрд экз. Выходило, что каждая семья выписывала газету, получала 2-3 журнала ежемесячно. Около трёх тысяч наименований газет издавалось на 60 языках этнических меньшинств.

В этот период «перестройщики» в КПСС допускают полную свободу слова для ряда изданий либерального характера. Они начинают своей деятельностью разрушать общественное сознание советской нации, складывавшееся десятилетия в условиях монополии только на коммунистическую идеологию. Наиболее активно ведут себя редакции журналов «Новый мир», «Огонёк», «Знамя», «Октябрь».

Так «Новый мир» публикует запретные ранее произведения Дж. Оруэла, Б. Пастренака, А. Платонова, А. Солженицына. Тираж журнала в 1990 г. достигает 2,8 млн. экз. Эти произведения ложились на не готовое к их критическому восприятию сознание советских людей и разрушало его. Критического разбора ранее запретных текстов не было, альтернативные тексты, скажем, русского содержания, не публиковались. Какой-либо альтернативы коммунистической идеологии никто из вновь формируемых в СССР политических сил предложить не мог.

12 июня 1990 года был принят «Закон о печати и других средствах массовой информации». Он утверждал и юридически закреплял свободу слова в СМИ – возможность высказывать любые убеждения и мнения.

Контроль над содержанием периодики в союзных и автономных республиках компартия утратила. Рад изданий в них стали публиковать материалы не только антикоммунистического, но и русофобского содержания, мобилизовало своих читателей на строительство собственных наций.

Источник

Читайте также

Загрузить ещё