Подписка онлайн

Компьютер: польза или вред?

25 января 2009

Заря Кубани

Сейчас сложно найти семью, в которой не было бы компьютера. Мальчики и девочки всё раньше и раньше знакомятся с этой чудо-машиной. Но всякое ли общение с компьютером полезно для ребенка?

Ученые подтверждают,  что компьютер помогает интеллектуальному развитию. Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за учебу. А вот на компьютере дети занимаются с удовольствием: он привлекателен как игрушка.
— Когда мы купили компьютер, Артему было всего три года. С первого же дня сын начал проявлять заинтересованность компьютерными программами, — рассказывает молодая мама Ю.Н.Голубь. — Сначала ему нравилось рисовать в пейнте, потом он увлекся обучающими играми. Стал более усидчивым, без труда решает несложные математические задачки. Сейчас Артему шесть и он разбирается в компьютерах лучше меня.
Другое мнение у отца семейства Н.Н.Никитина. Николай Николаевич считает, что многочасовое сидение у компьютера не приносит ребенку пользы.
— Сына невозможно оторвать от монитора, — жалуется обеспокоенный отец. — В отношении справочных материалов я ничего против не имею, но какая польза от компьютерных игр?
А вот что говорит врач-офтальмолог детской поликлиники О.А.Тимошарова:
— Мне часто приходится слышать от родителей такие вопросы: «Не опасен ли компьютер моему ребенку?», «Сколько времени можно проводить за монитором?», «Не мешает ли компьютер нормальному развитию детей?». Нет, не мешает, а даже помогает. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта ребенка, но и координации моторики деятельности зрительного и моторного анализаторов. Многие родители дошкольников жалуются, что дети плохо воспринимают такие понятия, как вправо и влево. Компьютер поможет решить эту проблему. В любых играх, от самых простых до очень сложных, ребятам необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Действия рук сочетаются с действиями на экране.
Однако всё же нельзя забывать о золотой середине. Даже лекарство может оказаться ядом, если принять его в неразумных дозах. Следует понимать, что компьютер — это не волшебная палочка, которая может сделать человека умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют правильного применения и заботы со стороны взрослых.
— Прежде всего нужно грамотно организовать рабочее место: разместить компьютер таким образом, чтобы верхняя его точка находилась на уровне глаз или выше, — объясняет О.А.Тимошарова. — Расстояние от 15-дюймового экрана должно составлять не менее 60—70 сантиметров, а от 17-дюймового — восемьдесят. Контрастность монитора нельзя настраивать на максимум. На экране не должны отражаться блики, плохо, если падает дневной свет. Кроме того, нельзя сидеть за компьютером в сумерках или в темноте. Существуют ограничения и по времени. Так, детям трех—четырех лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше двадцати минут. Ребятам шести—семи лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
К сожалению, встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное увлечение играми может привести и к ухудшению зрения ребенка и отрицательно сказаться на психическом здоровье. Компьютерные игры только создают иллюзию общения, что особенно опасно для застенчивых детей. Ребенок всё больше отвергает реальный мир, и это может сформировать у него подобие психологической зависимости от компьютера.
С  недавнего времени онлайн-общение стало популярным среди людей разных возрастов. Как и любая новая технология, Интернет не только расширяет возможности человека, но и несет опасность. В одном из интервью американский писатель Курт Воннегут заявил: «Электронные общины — это пустота, они ничего не создают, и в конечном счете люди остаются ни с чем».
Кроме того, через Интернет молодые люди могут получить практически бесконтрольный доступ к огромному числу материалов, носящих антиобщественный, антигуманный и порнографический характер. В процессе общения через компьютерную сеть дети рискуют стать жертвами лиц, использующих эту среду в личных, корыстных целях. Поэтому родители должны проявлять разумное любопытство: чем их чадо занимается в Интернете?
До недавнего времени компьютерные клубы были переполнены школьниками. Но краевой закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» поубавил пылу подросткам. Согласно этому закону, детям до шестнадцати лет запрещается находиться в игорных заведениях.
И.Н.Ушаков пять лет проработал в компьютерном клубе и не понаслышке знает, сколько времени современные школьники проводят у монитора.
— Как правило, подростки находятся в клубе до тех пор, пока не закончатся деньги. Могут просидеть целый день, пока за ними не придут родители, — рассказывает Иван Николаевич. — Были и родители, которые сами приводили детей в компьютерный клуб. Сами ходили по магазинам, а ребенок проводил время у монитора.
Послушаем теперь, что говорят сами школьники.
— Я сижу за компьютером около часа в день, — заверяет девятиклассница Анастасия Кукса. — Выучу уроки, а потом общаюсь с друзьями в Интернете, слушаю музыку, играю… Но компьютер никогда не заменит реального общения.
— Предпочитаю информационные материалы в Интернете, — рассказывает восьмиклассник Владислав Никонов. — Готовлю рефераты по географии, кубановедению, истории… Недавно научился делать презентации — очень интересное занятие.
Всё большую популярность у молодежи приобретает общение посредством «аськи». Несложные манипуляции с сотовым телефоном — и вы получаете доступ к безграничному общению.
— Обратите внимание, каким пальцем вы нажимаете на кнопку лифта или дверного звонка. Большим? А лет десять назад, когда сотовые телефоны не были так распространены, большинство людей делали это указательным пальцем. Сотовый телефон — тот же маленький компьютер, — уверен оператор ЭВМ М.Д.Клименко.
Компьютерные технологии активно внедряются в учебный процесс. Прошли времена, когда компьютер изучался по рассказам учителя. Сейчас практически в каждой школе есть не только компьютерные классы, но и мультимедийные системы.
— Компьютерной грамотностью должны владеть все выпускники, — считает заместитель начальника управления образованием районной администрации В.И.Титаренко, а школьникам надо уметь свободно работать на персональном компьютере. Эта потребность продиктована временем. Краевая и районная администрации тратят на информатизацию учебного процесса немалые средства. В 2008 году управление образованием выделило на эти цели районным школам 740 тысяч рублей, районная администрация — порядка ста тысяч, а краевая — 500 тысяч (в качестве грантов школам-участникам приоритетного национального проекта «Образование»). Переход на нормативно-подушевое финансирование позволил ряду школ часть средств расходовать на укрепление материально-технической базы. Около трех миллионов рублей потрачено на приобретение компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов.
— Использование компьютерной техники значительно облегчает учебный процесс, делает урок интересней и эффективней. Презентации, информационно-обучающие программы, тесты — большое подспорье в работе, — полагает учитель истории лицея №1 А.А.Лабунец. — В презентации можно показать ключевые моменты темы, сделать подборку электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экран выводятся важные определения, которые ребята записывают в тетрадь. Учитель не тратит времени на повторение и успевает рассказать больше.
Итак, компьютер — это наше будущее. Работа на нем обучает молодежь новому, более простому и быстрому способу получения и обработки информации. Умение получить необходимый для работы материал ускоряет и оптимизирует процесс мышления.
С другой стороны — нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные технологии могут играть только вспомогательную роль.

Читайте также

Загрузить ещё