Подписка онлайн

Парадоксы молочного рынка

2 февраля 2010

Заря Кубани

Сегодня многие покупатели недоумевают: закупочная цена на молоко для крестьян десять рублей за литр, тогда как в магазине тот же литр стоит 25-40 рублей. При этом селяне постоянно говорят о проблемах реализации молока. Неужели у нас уже столько коров? Куда же бежит молочная река Славянского района?

— Сегодня на животноводческих фермах сельхозпредприятий района продолжается зимовка скота, — комментирует начальник Славянского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра Валерий Викторович Тихоцкий. — Наивысшие надои в ООО «Приволье» — 14,1 литра молока в день на одну фуражную корову. Следом за флагманом идут ООО «СлавАгро» и ООО «АФ-групп «Молочные продукты» (бывшая ферма ЗАО «Новопетровское») — 13,7 литра. А в среднем по крупным хозяйствам надои составляют 12,2 литра молока. Ежедневно на молочнотоварных фермах района получают в общем примерно 56 тонн молока, ещё несколько десятков тонн доят в личных подсобных хозяйствах.

И если вы думаете, что это молоко остается  в районе, то ошибаетесь. В нашем городе есть ОАО «Славянский маслосырзавод», казалось бы, ему и карты в руки. Однако услугами этого предприятия пользуется всего одно хозяйство — ЗАО «Черноерковское», производящее три с лишним тонны молока в день. А остальные?

В ООО «Приволье» переработкой занимаются сами. Продукция марки «Молочная жемчужина» уже давно прочно завоевала симпатии  потребителей.

— Мы доим семь тонн молока в день, — сообщил генеральный директор ООО «СлавАгро» Вадим Александрович Носачёв. — Молоко сдаем на кореновский молзавод. Главная причина — цена: кореновцы платят  12 с половиной рублей за литр.

— «СлавАгро» не исключение, а правило, — отметил В.В.Тихоцкий. — Славянское молоко охотно закупают переработчики из многих, порой весьма дальних уголков края — Абинска, Темрюка, Анапы, Тимашевска, Каневской, Калининской, Геленджика…

Вот так, тоненькими ручейками, наше молоко растекается по всей Кубани. Дома, увы, достойной цены нет!

Но если крупные предприятия находят покупателя в соседних районах, то фермерам приходится сложнее.

— Объемы продукции у нас меньше, а требования примерно такие же, как в крупных хозяйствах, — поделился руководитель КФХ «Щербаков» Вячеслав Иванович Щербаков. — Есть буренки  — будь добр санпропускник и навесы построй, территорию огороди, пастеризатор поставь. С реализацией проблема. Если хочешь сам продавать молоко, надо сооружать собственный упаковочный цех. Это нам не по карману. До нового года молоко сдавали в ОАО «Славянский маслосырзавод» по восемь рублей за литр. Договор на 2010 год ещё не заключали.

В самом же незавидном положении владельцы личных подсобных хозяйств. Часть из них сотрудничает со славянским молзаводом, другая — с «залётными» частниками. Взаимоотношения производитель-скупщик нередко напоминают боевые действия, в которых обе стороны применяют «военные» хитрости.

— Часто нам занижают цену на молоко, — жалуются станичники из Петровской. — Говорят, у вас, мол, коровы лейкозные. А как только была введена двухрублевая дотация за каждый произведённый литр, некоторые «быстрые умом» предприниматели тут же урезали приемочную стоимость молока.

Так скупщики пытаются «наказать» владельцев ЛПХ рублем, ссылаясь на отказ молзаводов принимать некачественную продукцию. Селяне, в свою очередь, принимают меры «самообороны». Иные хозяева бурёнок для получения большей суммы за сданное молоко подливают в него воду, разбавляют смесью из сухого молока и воды.

В нашем районе молочная отрасль сталкивается и со специфическими «географическими» проблемами. На удалённых хуторах сбор продукта из-за больших расстояний и плохих дорог сильно затруднен. А ведь молоко надо не просто собрать, его следует охладить, чтобы довезти до завода.

— Для родителей корова была источником доходов, для меня — убытков, — в сердцах сказал один из владельцев ЛПХ Сергей, попросивший не называть его фамилию. — Летом молоко закупали по шесть рублей, сегодня — по девять. А пока стояла непогода, вовсе никто не приезжал за молоком. Вот и думаешь: а нужна ли эта головная боль?
К счастью,  многие думают иначе. Примером может служить семья Петровых с хутора Солодковского. Любовь Ивановна и Владимир Федорович держат пять буренок, и каждая из них не обуза для подворья, а кормилица. Даже сейчас, в феврале, Петровы надаивают по 70-80 литров молока в сутки. Успешность семейного ЛПХ очевидна: молока, надоенного за год, с лихвой хватит, чтобы снабдить этим полезным продуктом всё население родного хутора.

— Молоко сдаем на славянский молзавод по 10 рублей за литр, машина приезжает за продукцией через день, — поделилась Л.И. Петрова. — Каждую весну, когда начинается пора «большого молока», цена падает до шести-семи рублей. Маловато, конечно, но и это «живые» деньги, доброе подспорье в руках хорошего хозяина.

Вот на таких крестьянах и держится кубанское село. Но как им помочь реализовать своё молоко по достойной цене?

— К нам обратились представители темрюкского молзавода, — сообщил В.В.Тихоцкий. — Они готовы разместить приёмный пункт в нашем районе. Ведутся переговоры. 

Озаботились проблемой производителей молока и на государственном уровне. В конце 2009 года министр сельского хозяйства России Елена Борисовна Скрынник отметила, что в 2010 году на продовольственном рынке будет распространена практика так называемых закупочных интервенций на твердые сыры, сливочное масло и ультрапастеризованное молоко — продукт, производимый только из натурального коровьего молока. Для этого на различные программы будет выделено около 3,5 миллиарда рублей. Принимаемые меры должны способствовать установлению справедливых «правил игры» для всех участников рынка — производителей, переработчиков и продавцов молока.

Читайте также

Загрузить ещё