Подписка онлайн

Сокол из «стаи» Покрышкина

22 марта 2014

Заря Кубани

«Имя этого человека, восторженные отзывы о его безграничной отваге и высоком летном мастерстве можно встретить во многих книгах, посвященных подвигам советских летчиков», — писал об И.И.Бабаке трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин. Иван Ильич — активный участник воздушных боев за освобождение Славянского района. 

Поборов страх

Всенародная слава пришла к скромному украинскому пареньку из Днепропетровской области в 25 лет: к тому времени он стал капитаном и Героем Советского Союза. Карьера Ивана Бабака была стремительна: путь от выпускника авиа­училища в сержантском звании до командира элитного истребительного полка занял меньше двух лет. Но годы эти были наполнены нелегкими испытаниями. 

До войны Иван и не задумывался о военной стезе. Скромный и застенчивый парень окончил педагогическое училище и работал в средней школе в Запорожье. Будущий ас побаивался высоты. Совершив однажды прыжок с парашютной вышки, юноша решил, что небо не для него. Но в Европе уже занималось пламя второй мировой войны. Надо было готовиться к защите своей страны. И Бабак сумел перебороть свой страх, поступил в аэроклуб, окончил его с отличием. А когда началась Великая Отечест­венная война, стал курсантом Сталинградской военной авиационной школы. 

Помог случай

Незадолго до знаменитой битвы в небе над Кубанью молодой летчик был направлен в 45-й истребительный авиационный полк (с 18 июня 1943 года — 100-й гвардейский ), которым командовал Ибрагим Дзусов. Его наставниками и друзьями стали Дмитрий Глинка (впоследствии дважды Герой Советского Союза), будущие Герои Советского Союза Николай Лавицкий, Василий Шаренко, Борис Глинка, Николай Кудря.

Поначалу никто не принял вчерашнего курсанта всерьез. Худенький интеллигентный парень небольшого роста мало походил на покорителя неба.

— Они там с ума в тылу посходили — что ли! — возмутился один из офицеров. — Учитель химии — «истребитель»! Немцы узнают, смеяться будут! 

Помог случай. Заместитель командира дивизии, Герой Советского Союза Дмитрий Калараш, принял смуглого Бабака за соплеменника-цыгана и горячо выступил в защиту новичка. Именно с ним Бабак и вылетел на первое боевое задание. 

«В плен не брать!»

В ожесточенных воздушных боях быстро шло становление молодого летчика. Отлично владея техникой пилотирования, он действовал решительно, напористо, шел на риск и даже на самопожертвование: в одном из первых боев прикрыл своей машиной самолет командира, приняв предназначенные тому пулеметные очереди. Об этом боевом эпизоде рассказала впоследствии газета «Красная звезда». 

Интересно, что 45-й истребительный полк немцы поначалу считали присланным союзниками из Канады. Дело в том, что часть была вооружена американскими самолетами «аэрокобра». В СССР не стали перекрашивать машины, а просто быстренько «замалевали» заокеанские белые звезды, вписанные в синие круги, красной краской. Полученная эмблема действительно была похожа издалека на опознавательные знаки авиации Канады — алый кленовый лист на синем фоне. 

«Канадцев в плен не брать! Кто выпрыгнет с парашютом — добивать в воздухе!» — перехватили однажды наши летчики радиограмму немецким «истребителям». Причина тому — громкие успехи «канадцев» с первых дней боев на Кубани. Именно в этих схватках И.Бабак сбил первые самолеты врага: 10 марта — «юнкерс» над Крымской, 31 марта — «мессершмитт» над Анастасиевской. Впоследствии пилот собьет в небе над Славянским районом еще не менее пяти самолетов. Сохранилось фото самолета Ивана Ильича с «канадскими» эмблемами на аэродроме станицы Славянской. Именно на нем летчик одержал свои «кубанские» победы. 

Бабак — не слабак!

— Эх ты, Бабак-слабак! — услышал как-то за ужином Иван Ильич реплику летчиков из соседнего полка. — Мы сегодня сбили шес­теркой десять самолетов, а вы двенадцатью — ни одного! 

— Почему же так, Александр Иванович? — обратился молодой летчик к их командиру. — Атакуем дружно, не щадя себя, а безрезультатно. 

— Если так драться, то через месяц воевать будет некому, — ответил уже признанный ас (но еще не трижды Герой СССР) Покрышкин. — А ты сумей так организовать бой, чтобы врага сбить и самому в живых остаться. «Истребителю» думать надо, искать новые приемы.

И Бабак стал думать, поняв: нельзя бросаться в атаку сломя голову, не разобравшись в обстановке. Трезвый и точный расчет, предельное внимание к своей машине стали «визитной карточкой» Бабака. Буквально за несколько недель он «обескрылил» в небе над Кубанью примерно эскадрилью немецких самолетов! За эти победы ему, как и многим его товарищам по полку, было присвоено звание Героя Советского Союза. 

В 1945 году

Впоследствии, став командиром, Бабак умел рассчитывать силы подчиненных, зря не рисковать. Он не переставал изучать опыт своих товарищей, в первую очередь — Александра Ивановича Покрышкина, искал новые боевые приемы, познавал тактику врага.

В марте 1945 года старший лейтенант И.Бабак был назначен на должность командира 16-го «покрышкинского» гвардейского истребительного авиаполка. «Наверх» пошли документы на присвоение ему звания дважды Героя Советского Союза. На счету у аса к тому времени было 40 сбитых в небе над Кубанью, Украиной, Молдавией, Румынией, Польшей и Германией вражеских самолетов. И быть бы Ивану Ильичу с двумя Золотыми Звездами, если бы не случай.  

Шальной снаряд попал в мотор его самолета при штурме вражес­кой колонны в апреле 1945 года. Обгоревший летчик приземлился на позиции немецких зенитчиков и попал в плен. 

— Решил выдать себя за рядового летчика, — вспоминал Бабак. — А они слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с фотографиями наших асов, где на первом месте красуется портрет Покрышкина. Ну и мой снимок там тоже оказался…

После двух недель в плену Бабак был освобожден. Благодаря А.И.Покрышкину летчика нашли в одном из лагерей, где бывшие военнопленные проходили проверку, и пилот вернулся в полк. Второй Золотой Звезды ему не дали, да и дубликат первой не выдали. 

Помощь маршала

Факт «был в плену» перечеркнул карьеру талантливого авиатора. И.И.Бабак был вынужден демобилизоваться и вернулся к себе на родину, под Полтаву, к довоенной профессии. Он проработал в школе много лет, и ни учителя, ни дети не знали, что их скромный «химик» — один из асов Великой Оте­чественной войны. А вот «компетентные органы» о бывшем пленном не забывали: регулярно вызывали на беседы в областное КГБ. Особенно унизительны были обыс­ки в oднoкомнатной хатенке, где проживала учительская семья.

Случайно узнав об этом, тогда уже маршал А.И.Покрышкин добился, чтобы его боевого товарища оставили в покое. 

— От твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдает, — сказал Александр Иванович на очередной встрече ветеранов, вручая Бабаку дуб­ликат высшей награды. — Золотую Звезду тебе вручили не для того, чтобы ты ее в шкатулке прятал! Будь добр ее носить и пацанов на примере своих подвигов воспитывать!

Иван Ильич Бабак до конца своей жизни не прекращал педагогичес­кой работы. Умер он в 2001 году. Его биография положена в  основу сценария фильма «Чистое небо».

Андрей Силенко 

Читайте также

Загрузить ещё