Подписка онлайн

Афганская война: 32 года спустя

15 февраля 2021

32 года назад, 15 февраля 1989 года, советские войска завершили выход из Афганистана. В этот день мы чтим память всех воинов-интернационалистов, которые, проявляя верность Родине, сражались за пределами страны и спустя годы сохранили фронтовое братство. Славянцы Владимир Лебедев и Анатолий Сидоренко прошли сквозь эти огненные годы, и за их историями – целая жизнь, которую так сложно уместить в газетные строчки.

«Мы исполняли приказ»

Владимир Алексеевич Лебедев родом из Славянска-на-Кубани, выпускник школы № 17. В 1982 году ушел в армию, служил в химических войсках под Брянском, водил тяжелый артиллерийский тягач «Урал-375». Позже Владимир поступил в Ломоносовское авиационно-техническое училище под Санкт-Петербургом, в котором готовили бортовых техников на боевые вертолеты МИ-24 – специалистов, ответственных за состояние машины, проверку всех систем, исправность радиоэлектронного оборудования. К слову, его однокурсником был ныне покойный Герой России Анатолий Лебедь. Училище окончил лейтенантом, по распределению попал в Прикарпатский военный округ, в Бердичевский отдельный вертолетный полк (ныне это территория Украины).

– В 1987 году полуторный состав нашей эскадрильи направили в 280 отдельный вертолетный полк в Кандагаре, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Перед этим мы прошли допподготовку, месяц учились летать в горных условиях. 15 июня пересекли границу и стали служить в составе ограниченного контингента советских войск. Так началась наша война.

В самом начале службы произошло событие, которое поразило 23-летнего парня. В военных условиях Афганистана самолеты садились по-особенному: с высоты они опускались по спирали, быстрыми кругами с минимальным радиусом. На третьем круге у Ан-12, на борту которого было 12 тонн боеприпасов, что-то пошло не так, при посадке отлетело шасси, самолет развернулся и «погрёб» с аэродрома на минное поле… Все побежали спасать членов экипажа, прыгавших с хвоста самолета. Рядом с Владимиром бежал его друг, который на глазах погиб от отлетевшего осколка сдетонировавшего снаряда.

– Мы несли боевые дежурства, – рассказывает Владимир. – Это очень изнуряло. Вылет вертолетов был каждые два часа. По приказу бортовых техников к полету не допускали, и я ждал, пока машины вернутся. Два часа спишь – два часа нет. За четыре месяца моих бессонных ночей я подсчитал время вылетов вертолета – 1440 часов… 1440 часов без сна.

В одном из боевых вылетов Владимир Лебедев получил медаль «За боевые заслуги».

– Мы летели в провинции Лашкаргах, недалеко от Кандагара. Шли парой, на пределе высоты, от пяти до десяти метров, чтобы не засекли. Перед нами летел ведущий борт. Вдруг его пилот кричит: «Вижу точку! Огонь!».  Летчик-оператор дал очередь из пулемета, а я продублировал более мощным оружием. Подавили точку – получили медали. А вообще, если честно, было страшно видеть боевиков, которые по тебе стреляют. Но война есть война: или ты, или тебя.

В Афганистан Владимир уходил человеком семейным, ребенку было уже два года. Конечно, все очень переживали и ждали возвращения. В 32 года он уже вышел на пенсию (служба в Афганистане идет из расчета год за три, а в летном составе – за два года), открыл свое дело.

– Я по-прежнему много общаюсь с боевыми товарищами, с которыми служил, воевал, – говорит он. – Мы привыкли исполнять приказы. Уже поступая в военное училище, знал, что попаду в Афганистан. Но я хотел быть в летном составе, хотел летать. Такое было время, нас отправила Родина, мы были нужны и отказаться не могли.

«Перед бойцами я чист»

Анатолий Семенович Сидоренко приехал на Кубань с юга Архангельской области, из поселка, расположенного недалеко от Плесецкого космодрома. Окончил школу № 17, позже – Камышинское военно-строительное техническое училище, пять лет прослужил в Монголии. В 1978 году окончил Московскую военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева, служил в Казахстане, Польше. Далее был назначен главным инженером квартирно-эксплуатационной части в городе Горьком (Нижний Новгород).

 – Командование предложило поехать на Южный Сахалин, – вспоминает Анатолий Семенович. – Ну что, жена дала добро, здоровье позволяет, приезжаю на сборный пункт в Москву. А мне говорят: «Анатолий Семенович, вы нужны стране в другом месте. Есть две «горячие» вакансии – Чернобыль и Афганистан». «Сколько времени думать?», – спрашиваю. «Три минуты». Я выбрал Афган, и спустя два месяца свой день рождения, 1 июня 1986 года, уже встречал в городке Гардез недалеко от Кабула. Высота над уровнем моря 2800 метров…

В первую очередь командир привел территорию гарнизона в порядок, решил вопрос с нехваткой воды, пробурив дополнительную скважину, организовал её охрану: с этим было строго, враги могли отравить воду. В числе прочего были установлены два пожарных щита. Они-то позже и сослужили большую службу. Возле казармы противник скинул зажигательную бомбу, температура воспламенения которой три тысячи градусов. Солдат, стоявший на посту, не растерялся, схватил с нового щита огнетушитель, песок и сумел ее потушить.

Одну поездку в колонне Анатолий Сидоренко помнит всю жизнь. Он был по делам в Кабуле, когда в его городке что-то случилось, и командование приказало вернуться в часть. Впереди колонны шли солдаты с миноискателем и собаками: некоторые мины были пластиковыми, и миноискатели их не брали. Одну обнаружили, колонна остановилась в сопках, саперы привязали веревку метров на 50, залегли, дернули… Взрыв был страшный, никто не ожидал такой силы, видимо, заряд был двойной.

 – Колонна двинулась, за минерами и собаками шел ГАЗ-66 с зениткой, – вспоминает Анатолий Семенович. – Вот он трогается, следом наш КамАЗ. Вокруг горы, между ними просвет. Вдруг вижу, что-то сверкает, звука не слышно, а по скале рядом – шлепки пуль, посыпались камни… Мой водитель, гражданский, оцепенел. Я очухался раньше, толкаю его локтем, кричу: «Вперед, погнали!». Он очнулся, надавил на газ, мы проехали. В следующей за нами машине погибли все… Это было страшно. Знаете, я всегда носил на поясе гранату. Возьмут в плен – лучше сразу себя подорвать, самый лучший выход.  Мы отомстили – вызвали поддержку с воздуха, и два вертолета уничтожили эту огневую точку ракетами.

В 1988 году Анатолий Сидоренко вернулся из Афганистана, служил в Калуге, в 1990 году получил звание подполковника. В 1992 году, попав под сокращение Вооруженных Сил, вышел на пенсию. Награжден знаком «Воину-интернационалисту» и медалью «За воинскую доблесть».

– Когда я принял часть в Афганистане, в моем подчинении было более сотни человек: 70 гражданских, 14 офицеров и прапорщиков, 30 солдат, – говорит Анатолий Семенович, и голос его вдруг падает. – Оговорюсь сразу: из этого числа один убит и четверо ранены. Но всех солдат я вернул матерям живыми, я перед ними чист.

Союз ветеранов

 Боевые годы не забыть, и эта общая память объединяет воинов-интернационалистов, ребят, в разные годы воевавших в горячих точках. В Славянском районном отделении Краснодарской региональной общественной организации «Российского союза ветеранов Афганистана» их сейчас более ста человек.

– За годы общения мы стали друзьями, стараемся по мере сил помогать друг другу, – говорит председатель организации Александр Кондратьев. – Многие ветераны занимаются воспитанием молодежи, встречаются с ребятами, рассказывают о службе, проводят спортивные турниры. Каждый мужчина должен пройти армейскую школу, чтобы быть готовым защитить близких и Родину. Стараемся навещать матерей наших погибших товарищей, наводим порядок у мемориала, чтим памятные даты. В этом году мы традиционно соберемся у памятника в парке «40 лет Победы», возложим цветы, вспомним, помолчим… Прошло уже 32 года, но мы должны хранить эту память. Она – наша история, наша жизнь.

А. Нестерова

Читайте также

Загрузить ещё