Подписка онлайн

Гарантийный срок медицинских услуг

22 октября

Заря Кубани

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Несмотря на то, что результат услуг не является предметом договора, в случае если этот результат носит материальный (овеществлённый) характер, то к этому результату применяются нормы договора подряда о гарантии качества работ и сроках обнаружения недостатка (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13 по делу № А41-7649/2012). В случае с медицинскими услугами таким материальным результатом является зубной или иной протез.

На практике это означает, что дантист при оказании услуг стоматологического протезирования не только обязан качественно установить зубной имплантат, он также несёт ответственность за то, что данный имплантат в течение определённого времени — гарантийного срока — будет служить по прямому своему назначению (конечно же, при должном уходе со стороны пациента).

Гарантийный срок может быть согласован в договоре возмездного оказания медицинских услуг.

Если же срок не согласован договором и не установлен нормативным актом, то надлежащее качество материального результата услуги должно быть сохранено в течение разумного срока. В этом случае суд (при наличии спора) будет исходить из фактических обстоятельств дела и ориентироваться на продолжительность установленных законом гарантийных сроков в иных аналогичных ситуациях. Однако следует учитывать, что в любом случае такой срок не может превышать двух лет со дня оказания услуги (п. 1 ст. 724 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

На что может претендовать потребитель?

Как на пациента, которому медицинские услуги оказываются разово на платной основе, так и на тех, кто прибегает к помощи в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, распространяется законодательство о защите прав потребителей (п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17). Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка в вышеуказанные сроки пациент вправе потребовать от медицинской организации:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • вернуть часть цены за оказанную услугу;
  • повторно оказать услугу надлежащего качества;
  • возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков, которые заказчик понёс для того, чтобы исправить результат некачественно оказанной услуги.

Кроме того, пациент вправе требовать возмещения убытков, компенсации морального вреда, а также неустойку в случае неудовлетворения законных требований в установленный законодательством срок. При восстановлении нарушенных прав через суд с нарушителя также будет взыскан штраф в пользу потребителя.

Таким образом, в силу специфики такого вида услуг, как медицинские, применение к ним гарантийного срока весьма ограничено. Однако, если ваш случай всё-таки оказался гарантийным, следует в полной мере использовать свои права. Если вы не успели распознать некачественный товар и вашему здоровью был нанесён вред, то обязательно сохраните документы, свидетельствующие об этом: выписку из больницы, чеки из аптеки (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 №1-П).

Читайте также

Загрузить ещё
Поделиться с родными Поделиться с родными Поделиться с друзьями