Подписка онлайн

Сегодня, 19 сентября, отмечается День кубанской семьи

19 сентября 2021

Семья Чмелевых: жить, друг другу уступая

Казачья семья Чмелевых из Маевского сельского поселения – пример супружеского долголетия, заботы и уважения друг к другу. В конце августа исполнилось 57 лет, как Георгий Семенович и Валентина Васильевна живут вместе, а чуть раньше глава семьи отметил 80-летний юбилей. Поздравить его приезжали хуторской и районный атаманы, глава поселения, казачата, для которых он является наставником.

Семейная история

Дом утопает в роскошных розах, петуниях, астрах, аккуратный двор увит нагретым на солнце, терпко пахнущим виноградом (его, к слову, супруги выращивают 23 сорта!). Во всем чувствуется заботливая хозяйская рука.

Род Георгия Чмелева берет корни из станицы Копанской Ейского района. Там в свое время был хутор Чмили, и настоящая его фамилия, утверждает мой собеседник, не Чмелев, а Чмиль. Так, собственно, и написано в его свидетельстве о рождении.

– В 50-е годы, после войны, по дворам ходила учительница и записывала учеников в школу, – рассказывает Георгий Семенович. – Идет мимо и спрашивает меня: «Ты чей?». Я ответил: «Чмилев». Так она и записала.

Дедушка и бабушка Георгия Чмелева были людьми зажиточными (фамилию носил целый хутор), и когда началась коллективизация, бежали в Славянский район. Поселились на безымянном хуторе, построили дом. Но в сороковом году вышло постановление о неперспективных населенных пунктах, этот хутор снесли, и они перебрались на Маевский.

Георгий родился 15 июля 1941 года, а за три дня до этого его отца забрали на войну. В станице Полтавской, в районе нынешней нефтебазы, формировался полк, и солдат находился там. Мама положила новорожденного сына в плетеную из куги кошелку и принесла показать отцу. Он дал ему имя.

С войны Семен Данилович Чмиль не вернулся, погиб под Сталинградом. В 1947 году семья  получила письмо о том, что он пропал без вести. Но позже из станицы Черноерковской пришел его однополчанин, который рассказал, что Семен был пулеметчиком в боевом охранении, шел впереди всего полка, и разорвавшийся снаряд не оставил от него ничего… На руках его супруги Ольги Власовны остались мал мала меньше трое детей: старшему было всего пять.

– Перед мамой своей преклоняюсь, – говорит Георгий Семенович. – Она неустанно трудилась, чтобы поднять нас на ноги. До сих пор помню науку деда-казака Власа Марковича, который помогал ей нас воспитывать. Он был атаманцем: состоял в полку охраны царя, обучал молодых казачьему военному искусству, сабельной рубке. Каждое утро у нас начиналось с «Отче наш», и мы, маленькие, еще не понимая смысла слов, повторяли за ним слова древней молитвы. Потом садились за стол, ели из одной посуды. По казачьему порядку первым должен был начинать старший, а уж потом все остальные, по убыванию возраста. А я ж маленький, кушать хочется, хвать без очереди… Дед большой деревянной ложкой хрусь по лбу: «Жди!». Понял, сижу. Начинаю часто черпать, опять – хрусь: «Не части!». В Маевскую школу № 11 я пошел в девять лет, раньше не мог – не в чем было. До ноября ходили босиком… Учился легко, единственное – по немецкому языку была двойка, но тут дело принципа: немцы моего отца убили!

Он капитан, она ефрейтор

Во время службы в армии Георгий Чмелев окончил высшую партийную школу при Леннградском обкоме партии. Здесь же, в северной столице, познакомился со своей будущей супругой Валентиной Васильевной. Он служил в ракетных войсках, а она – в секретной библиотеке. Между молодыми вспыхнула любовь, которой были нипочем расстояния. После армии Георгий уехал, поступил в Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства в городе Зернограде Ростовской области, а влюбленных связали письма.

– В мае следующего года Валя приехала ко мне, а уже в августе я отправился к ней, и мы зарегистрировались в Ленинграде, – улыбается Георгий Семенович. – Как сейчас помню: свадебный марш Мендельсона, и мы стоим, молодые, счастливые… Ну какие в то время были наряды? Приезжаем из ЗАГСа в воинскую часть, где Валентина служила, а ее сестра нажарила на свадебный стол картошки с грибами… До чего же было вкусно!

По распределению института Георгий Чмелев попал в Хабаровский край, быстро продвинулся там по службе. Но дальневосточный климат не подошел жене Валентине, и она уехала к родителям в Белоруссию. Молодого инженера долго не отпускали с работы в Хабаровске, да и потом, уже на родине супруги, обещали хорошую должность, зарплату, новую квартиру… Но Георгий хотел только на Кубань.

На родине

Вернувшись, устроился механиком в колхоз. («Тракторист с высшим образованием!» – улыбается Георгий Семенович). Молодой специалист показал себя отлично: помимо основной работы, организовал учебу трактористов, сам преподавал им теорию, и они начали получать квалификационные классы. Его забрали в управление сельского хозяйства, где два года он проработал заместителем главного инженера. Позже Георгий был назначен главным инженером, а потом и начальником передвижной механизированной колонны, получил третье высшее образование – окончил заочно юридический факультет Кубанского госуниверситета, 18 лет проработал на должности председателя Маевского сельсовета. Когда началось возрождение казачества, Георгий Чмелев был избран атаманом, но так как он в то время учился, от должности отказался, и по сей день является начальником штаба.

У супругов родились сын и две дочери, но старшая, к несчастью, умерла. Оксана и Роман подарили родителям внучку и двух внуков, старший из которых, Илья, буквально месяц назад сам стал папой.

Дела домашние

Чмелевы гордятся богатой библиотекой их 600 книг. В основном, это историческая литература. По настоянию детей они создали родословное древо вплоть до прадедов. Георгий Семенович увлекается краеведением, изучает историю возникновения хуторов, он – автор книги «Моя малая родина» об истории хутора Маевского. Как наставник делится уникальным материалом с учениками казачьих классов школы № 11.

– Как написал? Из первоисточников! Собрал стариков приблизительно нынешнего моего возраста, и поехали мы на берег Кубани. «Рассказывайте, вспоминайте, как что было», – смеется Георгий Семенович. – И вот они давай вспоминать да спорить. Я всё слушал, а когда они приходили к общему мнению, записывал… Сейчас совместно с земляками Михаилом Литвишко и Николаем Камозиным мы готовим более расширенную, иллюстрированную версию этой книги.

Валентина Васильевна работала на хуторе продавцом, вела большое хозяйство: в свое время супруги держали двух коров, свиней, птицу. У Чмелевых богатейший сад – десять сортов персиков, абрикосов, растет китайский финик, мушмула, боярышник, смородина, разных сортов яблони, черешни, вишни, сливы, арбузы… У Георгия Семеновича легкая рука, и его приглашают обрезать сады и лозу по всему хутору Маевскому. Чтобы облегчить труд,  сын подарил ему электрический секатор.

– Люди часто не знают, как делать это правильно, и я рассказываю, показываю. Виноградарство – трудоемкое дело, эту культуру нужно любить, – говорит наш земляк.

В роскошном винограднике поспевает 23 сорта ароматной ягоды. Есть «Суперэкстра», который созревает уже в июне, есть забытый сорт «Мурведр» с крепкой, плотной кистью, который прадеды выращивали специально для мочения. Старинный рецепт хранится и передается в семье Чмелевых. Любимое соление Георгия Семеновича – маринованные арбузы – супруга закатывает для него по корейской технологии.

– Всякое бывает в жизни, не без этого, – говорит Георгий Чмелев. – Валентина Васильевна у меня строгая. Больше уступаю я! Что спорить, чего делить, мы одна семья, махну рукой: «Хай будэ гречка!». Так и нужно жить, слушая друг друга и уступая.

А. Нестерова

Читайте также

Загрузить ещё