Подписка онлайн

Невидимая война за государственную тайну

23 октября 2010

Заря Кубани

Международный экономический форум в Сочи, прошедший в Олимпийской столице на минувшей неделе, позволил Кубани подписать соглашения по реализации инвестпроектов на сумму почти в 500 миллиардов рублей. Сделать край привлекательным регионом для ведения бизнеса — одна из основных задач практически всех государственных органов. Однако развитие экономики требует особого отношения при работе со сведениями, являющимися государственной тайной. О том, как невнимательная работа разных структур с секретной информацией влияет на развитие Кубани, рассказывает первый заместитель начальника УФСБ России по Краснодарскому краю Сергей Широких.

— Сергей Петрович, в начале разговора хотелось бы поинтересоваться, почему для Краснодарского края именно сейчас стал особенно важен вопрос защиты сведений, составляющих государственную тайну. Появились какие-то особые предпосылки?

— Защита гостайны всегда была важна для России, как и для любого другого государства. И Краснодарский край здесь не исключение. Но развитие региона требует и значительного повышения культуры использования информационных ресурсов, в том числе — составляющих государственную тайну. К сожалению, у нас это бывает не на самом лучшем уровне. Руководители предприятий иногда не особо задумываются о необходимости качественной и грамотной работы со сведениями, составляющими гостайну. И вспоминают об этом, только когда попадают в неприятную ситуацию, связанную с утратой, разглашением секретных сведений, отзывом лицензии на проведение работ с ними, и т.д. Но тогда бывает уже поздно.

Если мы хотим сделать нашу Кубань регионом, привлекательным во всех смыслах, то надо в первую очередь соблюдать российские законы. В том числе и законы о защите информационных ресурсов, включая государственную тайну. Всем нам необходимо четко уяснить, что инвестор, ориентированный не на получение скорой прибыли за счет жесткой эксплуатации имеющихся ресурсов, а на стратегическое развитие региона, придет сюда только в этом случае.

— Таких законов много?

— Могу назвать даже точную цифру. Их в России сейчас 17. Они охраняют совершенно разные направления — от налоговых и финансовых сведений до персональных данных. Контроль за соблюдением законов о государственной тайне возложен на органы ФСБ, которые в данном случае являются инструментом охраны порядка в этой сфере.

— Каковы особенности охраны гостайны в Краснодарском крае? Ведь у нас нет крупных предприятий военно-промышленного комплекса.

— Верно, наш регион не производит большой номенклатуры вооружений или военной техники. Но очень много защищаемой государством информации рассредоточено в организациях, работающих в самых разных сферах. Сюда относятся и строительно-монтажные, которых в крае несколько сотен. Они, например, постоянно используют так называемую геопространственную информацию, т.е. точное описание поверхности земли и объектов, которые на ней находятся. Далеко не вся эта информация является секретной. То, что всем известно, нет смысла засекречивать. Иногда государство специально снимает гриф секретности с некоторых данных, потому что, во-первых, ее охрана — дорогое удовольствие, а во-вторых, незачем создавать лишние препоны там, где они не нужны.

Но существуют случаи, когда государственная тайна необходима. Ведь, к примеру, наличие точной геопространственной информации позволяет прогнозировать ситуацию в перспективе и принимать конкретные решения в экономической, политической, военной и иных сферах. А это значит, что такая информация является объектом заинтересованности иных государств, иностранных промышленных корпораций и ее, безусловно, надо охранять.

— Итак, существует целый ряд предприятий, которые работают с данными, относящимися к государственной тайне. Что важно в этом случае для организаций?

— Для работы с указанной категорией сведений выдается соответствующая лицензия. Это нормальная ситуация, когда организация для получения прибыли хочет использовать допуск к государственной тайне. Приведу простой пример. Предприятие готово построить по приемлемой цене танки, которые нужны Министерству обороны. Пожалуйста — стройте, но соблюдайте определенные требования производства вооружений. И так — во всех сферах. Предприятию для получения соответствующей лицензии и допуска к сведениям, составляющим гостайну, нужно соблюсти ряд не самых сложных требований. Назову два основных. Первое — чтобы вид деятельности, на который получается лицензия, был основным для организации. Второе — чтобы руководитель был достаточно компетентен как в своей работе, так и в вопросах охраны государственной тайны. Органы ФСБ проводят государственную аттестацию руководителей предприятий. Если человек ее не проходит, лицензия не выдается или, если была у предприятия раньше, отзывается. Кроме того, даже при разовом создании предпосылок к нарушению секретности, предприятие или организацию могут лишить лицензии, ограничить доступ к соответствующим сведениям, а руководителя снять с должности. В нашей практике есть масса примеров, когда это происходило. Причем такие действия предпринимались не только в отношении гражданских предприятий, но и органов МВД. Например, в результате проверок нашими сотрудниками ОВД Темрюка выявлен ряд нарушений. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну, была приостановлена, а начальник одного из подразделений, после лишения его соответствующего допуска, снят с должности. В 2009 году аналогичная мера была применена к руководящему работнику крупного предприятия, ОАО «НК Роснефть», в г. Туапсе.

Одной из мер противодействия разглашению гостайны является административное воздействие. В 2009 году УФСБ по Краснодарскому краю возбудило девять дел об административном правонарушении в отношении организаций, где работу с секретными сведениями не поставили на подобающий уровень. Это — ГУП КК «Туапсинский земельный центр», ОАО «Нефтебитум», ОАО «Шиферник», ОАО «Холодцов», ОАО «Трансэлектромонтаж», ОАО «Кубанское речное пароходство», ООО «Гео-Дон», ООО «Юж-Гео», ФГУ «АМП Туапсе». В 2010 году уже возбуждено пять аналогичных дел в отношении предприятий ЗАО НИПИ «ИнжГео», ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект», ООО «ТелекомМонтажЮг», ОАО «Туапсехлеб», ООО «Геопроектстрой». К нарушителям применены санкции, размеры штрафов достигали 40 тысяч рублей. Отдельные организации лишены лицензии.

Странно, что руководители забывают о своей персональной ответственности, которую они несут при работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Когда речь идет о получении прибыли предприятиями, то все — «за», а когда ставится вопрос о соблюдении законодательства,  директора отводят глаза в сторону. В цивилизованном обществе так не делается. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо повышать уровень культуры работы с информацией.

— Что еще включает в себя личная ответственность руководителей предприятий, работающих по лицензии?

— Необходимость вообще соблюдать так называемый контрразведывательный режим. Это относится не только к директорам коммерческих предприятий, но и к руководителям госструктур. Все они обязаны соблюдать ряд мер предосторожности. Я остановлюсь только на одном пункте: контроле над выездом людей за рубеж. Любой человек имеет законное право выехать в другую страну на отдых или по делам, и это право у него никто не смеет отбирать (если только он не совершил правонарушения или не является преступником). Эффективным способом осуществления контроля со стороны руководителя над выездом за границу сотрудников, имеющих доступ к секретной информации, является требование по сдаче заграничного паспорта в отдел кадров предприятия. Если человек собирается за рубеж, он берет паспорт. Возвращается — сдает паспорт обратно. Процедура — достаточно простая. Кроме того, руководитель вправе потребовать письменный отчет о пребывании за рубежом, который отдается сотруднику предприятия, ответственному за обеспечение защиты гостайны. Кстати, такие режимы в других государствах гораздо жестче, чем в России. Ну а если со стороны спецслужб других государств в заграничной поездке к секретоносителю проявлен интерес, необходимо сообщить нам или в режимно-секретное подразделение своего предприятия. Большинство  руководителей, особенно из государственных органов высшего звена, этого не делает. При поступлении на работу в начале своей карьеры они подписывают все необходимые документы и обязательства о соблюдении нормативной базы, регламентирующей сохранность государственных секретов. Но когда со временем получают высокие должности, забывают об этом и считают ниже своего достоинства сдать загранпаспорт в отдел кадров после поездки, например, на горнолыжный курорт Австрии. Директора коммерческих предприятий не думают, что отзыв у них лицензии может быть очень болезненным ударом по имиджу компании, не говоря уже об экономических последствиях. А руководители госструктур забывают, что их «друзья», появившиеся за границей,   в   следующий   раз могут их огорчить какой-то весьма компрометирующей информацией. А в обмен на то, чтобы ее не публиковать, потребовать какие-либо сведения, использование которых нанесет ущерб интересам РФ. Такие случаи на территории России были. И никто не застрахован от их повтора. Страховкой здесь может быть только соблюдение контрразведывательного режима. Как ни парадоксально, но все эти вопросы безопасности упираются в общую культуру работы с информацией вообще.

А.Северный
 

Читайте также

Загрузить ещё