Подписка онлайн

…А Родина звала

14 октября 2010

Заря Кубани

Я давно интересуюсь изучением казачьей семейной  истории, в том числе своего рода. Сколько интересного можно узнать, исследуя домашние архивы, собирая по крупицам воспоминания родственников!

Сегодня мне хотелось бы поведать историю старшего брата моей бабушки, казака Григория Матвеевича Онипко. Родился он в 1925 году в станице Славянской. От политики расказачивания и раскулачивания особенно пострадал его дед — Емельян Денисович. Великая Отечественная война призвала Григория на защиту Родины, когда ему было семнадцать. Новобранец отправился вместе с пополнением в учебную часть города Горячий Ключ, что в тридцати километрах от Краснодара. Но к тому времени столица края была захвачена врагом, и необстрелянная молодежь, даже не успевшая подержать в руках оружие, попала в ловушку. Григорий оказался в плену.

Об участи, постигшей сына, каким-то образом узнала мать. На телеге, запряженной коровой, она отправилась в Краснодар, захватив с собой в котомке золотые украшения, доставшиеся семье по наследству. Александра Георгиевна нашла своего мальчика и выкупила его у фашистов-надзирателей! Дорога домой была опасной, поэтому Григорий весь путь провел под копной сена. Добравшись до Протоки, чтобы избежать проверки патруля, бывший пленник отправился пешком вдоль реки. Наткнулся на лодочника, который переправил юношу на другой берег под покровом темноты. Там беглеца уже ждала младшая сестра Мария, моя бабушка, проводила его домой.

Весной 1943 года отступающие оккупанты угнали Григория вместе с другими молодыми работоспособными людьми в Европу. За полтора года казак прошел через все круги ада, побывал во многих концлагерях Чехословакии и Германии.

Освободили Г.Онипко союзники, отправили его в Англию — на Родине измученному узнику пришлось бы сидеть за решеткой. Но Григорий провел на туманном Альбионе всего несколько месяцев и вернулся домой, на Кубань. Не мог он жить вдали от Отечества!

Как и ожидалось, на Родине его осудили и отправили на Сахалин. Там Григорий отбыл назначенный срок, десять лет. Когда вышел на свободу, смог наконец побывать на Кубани, в своем отчем доме, — сначала в гостях, затем переехал вместе с женой.

Долгие годы искал Г.Онипко дорогу в родную станицу Славянскую. Ни обещания красивой жизни за границей, ни земля далекого Сахалина, где он создал семью, не смогли успокоить мятущуюся казачью душу, которая звала его на родину предков. Только здесь смог казак обрести мир.

А.Радионов
 

Читайте также

Загрузить ещё