Подписка онлайн

Старость его дома не застала

22 июня 2010

Заря Кубани

— На передовой — от Ледовитого океана до Кавказских гор — было трудно, опасно… Но нам, морским пехотинцам, казалось, что в Прибалтике фашисты совершенно озверели: дерутся за каждый дом, овраг, лес. А умирать призывникам 1925 года рождения так не хотелось, — вспоминает главный старшина морской пехоты Анатолий Григорьевич Сучков.

Десять парней, молодец к молодцу, попали по направлению военкомата в морскую пехоту. Что они знали о войне? Документальные фильмы смотрели, видели, как идут в атаку моряки. «Черной смертью» называли фашисты ту бесстрашную лавину бойцов. И на воде, и на суше моряки к концу 1942 года завоевали славу. Быть во всём похожими на них старались десятеро неразлучных друзей. В живых осталось только трое из них. Дважды раненный, А.Г.Сучков и сегодня носит в теле два осколка. Но не только их: на груди — ордена Отечественной войны второй степени, Красной Звезды, Славы третьей степени, две медали «За отвагу», много наград за освобождение, штурм городов.

— После очередного боя смертельно уставший добираюсь до своего блиндажа, ставлю на место автомат. Буду ли жив завтра? Окидывая взглядом поредевший строй, я бы ни за что не поверил в такое чудо. А вот дожил! И был 9 Мая гостем Москвы на Параде Победы! — улыбается ветеран.

Худощавый, стройный, Анатолий Григорьевич нисколько не похож на 85-летнего старика. Всю жизнь — на ногах: в походах, экспедициях. И сейчас только поздно вечером можно застать его дома: ветеран — за рулем своего автомобиля, на рыбалке, охоте.

Сразу же после войны он стал зимовщиком Севморпути. Следил за погодой, сжатием льдов, сообщал сведения обо всех изменениях в 250 километрах от мыса Дежнева. А вскоре Чукотка узнала, что прибавился на ее просторах еще один «солнца и ветра брат» — геолог А.Г.Сучков. На Чукотке и Сахалине он проработал в общей сложности 39 лет. Искал золото и нашел — врача Наталью Григорьевну Золотову.

— Да я ж тебя всю жизнь разыскивал! — убежденно заявил геолог.

И ушла молодая жена с геологической партией в бескрайние просторы холодных ночей и романтики. «Остепенились» лишь тогда, когда появились на свет дети.

Семь лет отдал геолог Сучков изучению Азовского моря, полюбил Кубань и наш город.

— Не пойму, почему люди боятся старости. Если ты честно воевал, трудился, то государство побеспокоится о твоей пенсии. А там уж от тебя зависит: сидишь и считаешь свои болячки или всё свободное время проводишь в походах, на природе, среди таких же неунывающих друзей, — делится мыслями А.Г.Сучков.

Н.Заболотный

Читайте также

Загрузить ещё