Подписка онлайн

С востока на запад

6 апреля 2010

Заря Кубани

Один из ветеранов Великой Отечественной войны, обладателей высокой боевой награды, ордена Красной Звезды, — Илья Антонович Кашуба.

В армию Илью призвали еще до начала войны — в октябре 1940-го. Отправили на восточные рубежи Советского Союза охранять границу с Китаем.

— 22 июня 1941 года всех нас подняли по тревоге, раздали оружие и патроны, построили и объявили о начале войны, — вспоминает ветеран. — Германия напала на СССР, вслед за ней должна была сделать это Япония. В полной боевой готовности, ожидая скорой атаки, заняли мы места в окопах.

Прошел день, другой, затем неделя… После месяца тишины бойцов решили отправить на запад. Загрузили в вагоны и направили на Брянский фронт. Враг наступал, положение было тяжелым, поэтому свежее пополнение сразу бросили на передовую. Два километра не дошли солдаты до предполагаемого места, как вдруг…

— Смотрите, братцы, немецкие танки! — крикнул кто-то. — Фронт прорвали!

Из оружия в руках — только винтовка да пара обычных гранат. Как с танками бороться? Илья успел прыгнуть в окоп — вражеская машина проехала прямо над ним, засыпала землей. А метров через двести вражеские танки плотным огнем встретила советская артиллерия.

Вылез рядовой из окопа, а вокруг убитые, раненые. Бросился боец оказывать необходимую помощь товарищам.

Толкового парня, ловко справлявшегося с перевязками, заметил командир взвода. «Будешь санитаром», — сказал он. Так в марте 1942 года началась медицинская служба Ильи Кашубы. Остатки истерзанной под Брянском армии после переформирования перебросили сначала на Юго-Западный фронт. Потом был 2-й Украинский. Санитар Кашуба вместе с солдатами шел в атаки, чтобы успеть вовремя прийти на помощь, доставлял раненых в медицинский санитарный батальон. Однажды привезли необычного раненого, в плече у которого застряла 50-миллиметровая мина. Снаружи остался только стабилизатор. Ждать саперов — значит рисковать жизнью бойца. Солдата положили на операционный стол. Илья помогал хирургу — держал мину за взрыватель и оперение. А доктор в это время «колдовал» над глубокой раной.

— Запомнилось мне и форсирование Днепра. Снаряды рвались справа и слева, — продолжает рассказ И.А.Кашуба. — Через несколько суток навели ночью понтонный мост — по нему и переправились на другой берег. Здесь получил я медаль «За боевые заслуги».

Бригаду оставили на переформирование, и в это время пришел приказ из Москвы: направить в военное училище артиллеристов, танкистов и нескольких военных фельдшеров. Нехотя командование отпустило толкового санинструктора Кашубу, пообещало, что через полгода он сможет вернуться в родную часть. Однако учеба в Свердловске продлилась год и закончилась в сорок пятом. А продолжил службу молодой лейтенант на Дальнем Востоке.

Орден Красной Звезды военный фельдшер получил в 1946 году, будучи в Николаевске-на-Амуре. Как говорится, награда нашла героя…

А.Елисеев

Читайте также

Загрузить ещё