Подписка онлайн

Дважды рождённый

10 апреля 2009

Заря Кубани

В 1943 году в небе Кубани разгорелись жаркие бои. Прижавшись к стене родного дома, маленький мальчик с трепетом и восхищением наблюдал захватывающие баталии асов, радовался победам советских летчиков. Именно тогда Боря твердо решил, что станет пилотом.

— В школе занимался волейболом, акробатикой, баскетболом — видами спорта, которые вырабатывают реакцию, — рассказывает наш земляк Борис Иосифович Сирота. — Готовился в летное училище.

Молодой, отлично физически подготовленный парень из станицы Петровской поступил в Батайское летное училище имени А.К.Серова и начал воплощать детскую мечту в жизнь. Результат учебы — диплом с отличием и направление в Одесский военный округ. По дороге к месту назначения Борис познакомился с другим выпускником училища Виктором Горбатко, будущим космонавтом, генерал-майором, дважды Героем Советского Союза. Их дружба продолжается по сей день.

— Служил, все шло своим чередом. В ноябре 1959 года к нам приехали представители командования, чтобы произвести отбор лучших летчиков полка, — вспоминает Борис Иосифович. — В число троих попали и мы с Виктором Горбатко. Тогда еще никто не знал, что идет набор в отряд космонавтов.

Встретив новый, 1960 год, пилоты первого января в час ночи сели на поезд. Пунктом назначения был Центральный научно-исследовательский военный авиационный госпиталь, куда, как оказалось, съезжались лучшие военные летчики Советского Союза, в их числе был и Юрий Гагарин. Но о целях сборов не говорилось ни слова.

— Началась полная проверка здоровья, физических данных. Барокамера, центрифуга… Давали двойные, а часто и тройные нагрузки. И я подумал: «С детства хотел летать, с таким трудом добился цели, а тут готовят не поймешь для чего!» Решил не испытывать дальше судьбу и вернулся в свою часть. Служил, отдал Родине воинский долг сполна.
Б.И.Сирота рассказал, как «родился» во второй раз. Произошло это при испытании нового истребителя. Полет прошел удачно, по показаниям приборов все было отлично, но опытному летчику не понравился шум двигателя. Совершив посадку, он сказал об этом инженеру. Тот немало удивился:

— Первый раз слышу, чтобы самолет на слух проверяли.

Однако обошел истребитель вокруг, немного задержался у хвоста, вернулся к Борису и, обняв его, сказал:

— Поздравляю, у тебя сегодня второй день рождения! Из двигателя вылетело девятнадцать лопаток турбины, если бы хоть одна угодила в топливный бак — всё… А на самолете даже царапины нет!

Борис Иосифович произвел шесть тысяч взлетов и посадок, провел в небе 3600 часов. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени, а также медалями всех степеней «За безупречную службу».

— Мне довелось встречаться с легендарными советскими асами маршалами авиации Иваном Кожедубом и Александром Покрышкиным, летать вместе с Героем Советского Союза Борисом Глинкой. Вспомнить есть что…

В звании майора летчик-испытатель Б.И.Сирота ушел в отставку и вернулся в Славянский район, где до 1996 года работал заведующим орготделом местной администрации.
Ветерану авиации всегото 75 лет, занимается домом, дачей. И провожает взглядом каждый пролетающий над Славянском самолет…

Читайте также

Загрузить ещё