Подписка онлайн

Закон «о вытрезвителях» был принят парламентом в первом чтении

8 ноября 2019

Заря Кубани

Нижняя палата российского парламента на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке».

А также рассмотрела предложение о внесении изменений в Закон «О полиции». Согласно законопроекту регионы сами будут определять, стоит им открыть медвытрезвитель или нет.  Напомним, что ещё в мае сенаторы Валерий Рязанский, Игорь Каграманян, Александр Варфоломеев, Татьяна Кусайко и депутаты Александр Хинштейн, Дмитрий Морозов, Татьяна Соломатина, Юрий Кобзев и ряд других внесли в Государственную Думу предложение о воссоздании системы вытрезвителей, куда нетрезвых россиян без их согласия смогут доставлять после освидетельствования врачом скорой помощи.

Второй документ, по словам его разработчиков, даст полиции правовые основания доставлять граждан в состоянии алкогольного опьянения не только в медицинские, но и в специальные социальные учреждения.

Законодательная инициатива предусматривает создание  вытрезвителей в субъектах РФ на базе муниципально-частного партнерства: в таком случае появится возможность взимать плату за услуги с людей, попавших в вытрезвители. Правом определять общие правила организации их деятельности предлагается наделить правительство РФ.В парламенте поправки в действующее законодательство представил депутат Александр Хинштейн. По его словам, подобные центры уже созданы и работают в целом ряде российских регионов «наш законопроект в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить уже существующие центры необходимыми юридическими механизмами».

Как он утверждает, 20 российских регионов уже реализует систему вытрезвителей и принудительной доставки граждан в специализированные центры на коммерческой основе. То есть, делается это в обход действующего законодательства.

Парламентарий считает это положительным примером региональной инициативы… Стоит отметить, что 1 января 2010 года утратил свое действие приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года N106. Он регламентировал деятельность медицинских вытрезвителей в системе МВД. Тогда же, но уже летом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 года N479 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» с Министерства здравоохранения и социального развития России сняты обязанности по руководству медицинских вытрезвителей. В связи с отсутствием нормативного правового регулирования данного вопроса, прямая передача, указанных функции по обеспечению работы медицинских вытрезвителей, ни одному ведомству не состоялась.

В этой связи участились жалобы, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны граждан. Тогда, некоторые регионы, принимая соответствующие законы на местном уровне, стали создавать специализированные муниципальные и региональные учреждения по оказанию помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившими способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться. Но все это делалось без учета федеральных законов. Сторонники медвытрезвителей, в пример приводят положительную практику возрождения таких учреждений в Татарстане. В этой республике в девяти городах уже существуют специализированные муниципальные автономные учреждения с общим количеством 110 койко-мест и штатом персонала 99 единицы.С 2014 года средства на содержание указанных учреждений предусматриваются Законами Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан». Объёмы финансирования ежегодно утверждаются с учётом применения индекса-дефлятора  они финансируются из местного бюджета. В основном такие учреждения охраняются ЧОПами.

Депутат Государственной Думы от Краснодарского края Владимир Синяговский задал вопрос о том, кто будет осуществлять правоохранительное сопровождение, или по попросту говоря, охрану вытрезвителей? Кроме того непонятны источники финансирования и юридической принадлежности данных учреждений.

— Старую, советскую систему вытрезвителей сломали. К ней можно по разному относится, но она работала — считает Владимир Синяговский. – Что же касается предлагаемой нам новой системы, то она пока ещё до конца не продумана и есть масса вопросов, которые необходимо решать. Но делать это, с мой точки зрения, надо продумано. Необходимо проанализировать имеющийся опыт, в том числе и советского периода, и действительно предлагать конкретные решения, а не общие лозунги и благие пожелания. К примеру, неплохо было бы вернуть лечебно-трудовые профилактории в которых алкоголики-хроники принудительно проходили лечение. Но сейчас мы их не можем возродить, потому что подписали международную конвенцию о правах человека. Надо продумать как будут работать медицинские организации, силовые структуры, что действительно делать с алкоголиками-хрониками. Все надо прописать до мелочей, чтобы законопроект работал. Надеюсь, ко второму чтению разработчики учтут наши замечания и внесут соответствующие изменения в законопроекты.

Читайте также

Загрузить ещё