Подписка онлайн

Силы даёт родная земля

27 марта 2009

Заря Кубани

Одна из казачьих семей, где продолжают славные традиции дедов и прадедов, — Кондра, живущие на хуторе Прикубанском.

— Дед мой, Алексей Лукич, жил здесь. Тут и я родился, вырос, — рассказывает Николай Григорьевич Кондра. — Теперь своих детей и внуков воспитываю на прикубанской земле — она и силы дает для этого.

В семье Алексея Лукича было много детей. Младший — Григорий, отец Н.Г.Кондры. С двухлетним Гришей произошло несчастье: гуляя по огороду, случайно упал в люзерт. Хорошо, что вовремя подоспели взрослые и спасли тонущего ребенка. Однако после этого случая он на всю жизнь остался глухонемым.

— Тяжело, конечно, отцу было, но рук он не опустил — упорство у казаков в крови, — продолжает Н.Г.Кондра. — Окончил курсы сапожников, а спустя некоторое время стал кузнецом в местном колхозе. Весь хутор его знал. Постоянно, помню, к нам домой люди приходили. Потому что знали: лучше по ковке специалиста нет.

Судьба матери Николая Григорьевича, Раисы Андреевны, тоже сложилась непросто. Она — из известного казачьего рода Скотаренко. Когда Рае было три годика, к их многодетной семье пришли представители новой советской власти и   «раскулачили» — забрали   лошадей, коров, овец, всё имущество и отправили в Сальские степи. Скотаренко выжили в нечеловеческих условиях, со временем вернулись на малую родину. Начинать новую жизнь им пришлось с чистого листа.

А семью отца Н.Г.Кондры не тронули, потому как дед Алексей сразу сдал в колхоз всё имущество.

Раиса Скотаренко работала почтальоном на хуторе. Встретилась однажды с будущим мужем — любовь с первого взгляда. Супруги Кондра воспитали двух дочерей и сына Николая. В 1957 году построили новый дом, потом нынешний глава семейства, Николай Григорьевич, обложил его кирпичом.

Как только казачество начало возрождаться, Николай Григорьевич в числе первых вступил в общество на родном хуторе Прикубанском.

— Самое страшное — быть Иванами родства не помнящими, — уверен хорунжий Н.Г.Кондра. — Если не чтишь своего рода и казачьих традиций, о какой любви к малой родине может идти речь? Многие поколения казаков верой и правдой, потом и кровью служили Отечеству. Стараемся продолжать их традиции, привлекаем молодежь, которой в обществе становится всё больше.

Младший сын Николая Григорьевича Евгений  вступил в Прикубанское казачье общество как только вернулся из армии, где ему пришлось пройти через  «горячие точки».

— Воинский долг Родине отдал сполна, хочется и на гражданке пользу принести, — говорит казак Евгений Кондра. — Тем более что фамилия обязывает. Молодежи у старшего поколения есть чему поучиться. Казаком не станешь, просто надев форму. Это должно идти от сердца, быть образом жизни. Участвую в работе местной дружины — помогаю наводить на улицах порядок.

Старший сын Алексей, названный, по семейной традиции, в честь деда, живет с семьей у дедушки с бабушкой. И у него трое детей: дочка и двое сыновей-близнецов.

— Собираюсь в этом году поехать на Тиховские поминовения и принять казачью присягу, — делится планами Алексей.

История казачьего  рода Кондра продолжается, как и славная история кубанского казачества.

А.Гайдарь

На снимках:

вверху — Алексей Лукич Кондра с супругой Анной Яковлевной;

внизу — Николай Григорьевич Кондра с сыновями Евгением и Алексеем.

 

 

Читайте также

Загрузить ещё