Подписка онлайн

С рифмой по жизни

18 сентября 2009

Заря Кубани

Поэзия сопровождает его  всю жизнь. Еще в детстве писал он частушки для веселых посиделок. Вместе с автором росло и взрослело его творчество — становилось всё более серьезным и зрелым. 90-летний юбилей Иван Романович Погорелов (на снимке) тоже встречает стихами.

В большой крестьянской семье, в которой вырос Ваня, было 22 человека. В свое время отец отказался идти в колхоз и, чтобы избежать репрессий, вынужден был переехать в чеченский город Серноводск-Кавказский.

Удивительно, но Иван Погорелов в детстве самостоятельно освоил балалайку и мандалину. А потом даже скрипку себе смастерил и играть на ней научился.

— После школы пошел на зоотехника в местный сельскохозяйственный техникум. Дело в том, что больше учиться было негде, — рассказывает И.Р.Погорелов. — Затем поступил в пединститут города Нальчика, на филологический факультет. Потому, что очень люблю литературу, особенно стихи. Во время учебы успел поработать завотделом местной молодежной газеты.

Но тут в жизнь студента вмешалась война. Ускоренный выпуск в декабре 1941 года — и вот наш герой уже в Грузии, в составе 350-го полка артиллерии большой мощности резерва главного командования, готовится дать отпор врагу в битве за Кавказ. Эти части использовались только на особо важных участках. Так филогог стал топографом-вычислителем.

— В начале сорок третьего нас пароходом перебросили под Новороссийск. Сразу же заняли мы боевые посты в горах — днем вели расчеты и направляли артудары, — вспоминает фронтовик. — Спали прямо там, в расщелинах между камнями.

Через полтора месяца дали о себе знать легкая одежда и холодная погода. Почувствовал артиллерист, что ноги не слушаются. Ступни опухли и посинели.

— Парень, видать, получил обморожение, — поставил диагноз лейтенант. — Медлить нельзя. Быстро к своим!

Под покровом ночи Иван побрел через лес. К утру добрался до наших позиций. Несколько дней жил в лесу под перевернутым автобусом, чуть не погиб под страшной бомбежкой. Наконец раненых отправили в госпиталь…

— Вообще-то, резать надо, но жалко, молодой ведь совсем, — размышлял вслух хирург, рассматривая обмороженные ноги солдата. — Попробуем лечить, а там видно будет.
Только спустя три месяца Иван Погорелов опять встал на ноги. Из выздоровевших сформировали маршевые роты и отправили под Ростов. Но на фронт не послали, оставили восстанавливать разрушенные и затопленные немцами шахты.

Как-то приехала туда делегация, в составе которой был редактор местной газеты. Из шахты в это время вытащили на тросе насквозь промокшего и черного от угольной пыли И.Погорелова. После нескольких вопросов молодой человек стал объяснять, как, на его взгляд, будет лучше сформировать будущую статью.

— А вы, интересно, откуда всё это знаете? В газете, что ли, работали? — удивленно спросил редактор и, получив утвердительный ответ, обратился к начальству: — Делайте, что хотите, но парня этого дайте мне.

Так Иван Погорелов стал сотрудником газеты. Вскоре начались у него серьезные проблемы со зрением, и солдат был признан негодным к строевой службе.

— Следующим пунктом моей биографии стал Челябинск, знаменитый Кировский танковый завод, — продолжает Иван Романович. — Был помощником начальника цеха по сборке танковых моторов, как педагог, занимался учебой молодых работников. И так — до конца войны.

— Помню, через стенку общежития улышали, как ребята закричали: «Победа!» — добавляет он. — На улицах тогда были все — никогда столько людей не видел. Радовались, обнимались, плакали… Военных подхватывали на руки и качали. Тогда я вернулся к себе в комнату и написал от нахлынувших чувств стихотворение «За нашу Советскую Родину».

С трудом отпустили молодого специалиста, но Иван принял твердое решение вернуться в родительский дом. Уже в Чечне стал преподавателем оконченного им некогда сельскохозяйственного техникума. Проработал там сорок лет. И по-прежнему писал стихи…

— Надо ведь как-то душу отводить, вот и пишу до сих пор. Без поэзии и рифмы жить неинтересно, — улыбается поэт. — Да и людям нравится.

Стихи И.Р.Погорелова публиковались в местных и центральных газетах, журналах, включались в коллективные сборники, передавались по Всесоюзному радио и телевидению, переводились на языки других народов России. Вышли в свет два сборника поэта. В Пушкинском музее-заповеднике села Михайловского принято на вечное хранение стихотворение Ивана Романовича об известном поэте, а поэма «Солдат Родины», посвященная партизанскому движению в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, — экспонат музея Константина Заслонова в городе Орше. Некоторые стихи даже положены на музыку, стали песнями.

На Кубань, в поселок Голубая Нива, заслуженный учитель РСФСР, ветеран труда, обладатель ордена Отечественной войны второй степени, вместе с сыновьями-близнецами перебрался в 1991 году. Константин и Виктор работают сейчас в СОШ №10.

Иван Романович из-за тяжелой травмы, полученной несколько лет назад, практически не встает с постели, но бодрости духа удивительный человек не теряет. Он, как и в молодости, радуется жизни, а помогает ему в этом творчество.

Читайте также

Загрузить ещё