Подписка онлайн

Горсть земли

9 сентября 2009

Заря Кубани

Любой мальчишка подтвердит: в чужом саду яблоки ароматнее, груши сочнее, сливы слаще. Не совсем чужим был сад, куда «нырнул» однажды Ваня — там хлопотал родной его дядя Константин. Кажется, вся красота Молдавии вместилась на этом небольшом участке земли.

Уходя, мальчик взял горсть земли и внимательно вгляделся в это чудо. Чего только не дает человеку почва! Это — гроздья винограда, а вот под тяжестью плодов поникли ветви груш, яблонь, слив. Хотя и в благодатной Молдавии встретишь чахлый сад, мелкие и невкусные плоды. Почему?

— Если тебя интересует это, учись, — напутствовали родители.

В 1971 году Иван Иванович Праля окончил сельхозинститут и остался работать в Кишиневе при Всесоюзном научно-исследовательском институте биологической защиты растений, который впоследствии был переведен в Краснодар. Лаборант, аспирант, младший научный сотрудник, И.И.Праля сотни раз убеждался, что даже у старательного садовода дела могут идти плохо, если тайной для него останется горсть земли и защита растений.

С 1978 по 1984 год Иван Иванович был директором Славянской опытной станции ВИЗР.

— Я на всю жизнь проникся уважением к труженикам «Сад-Гиганта», владельцам личных подсобных хозяйств за их старания, волю. Плавневые, засоленные почвы, зимние ливни и летняя засуха — ничто не могло остановить их. Мне хотелось работать с такими энтузиастами! — рассказывает И.И.Праля.

Но его перевели на долгих четыре года в Прибалтику, в филиал Всесоюзного института защиты растений. Дни он проводил в садах, а вечерами и ночами сидел за книгами — изучал отчеты садоводческих хозяйств, вел записи. В 1988 году Иван Иванович поступил в докторантуру Ленинградского Всесоюзного НИИ защиты растений, а в 1991 году, в 42 года, стал доктором биологических наук.

Но август 1991 года изменил всё. В одночасье доктор наук И.И.Праля превратился в торговца фруктами.

— И что вы потеряли в Прибалтике? — спросил как-то Ивана Ивановича генеральный директор ЗАО «Сад-Гигант» А.А.Кладь. — Поработайте у нас хотя бы два—три месяца — есть проблемы с плодожоркой и щитовкой. Понравится — оставайтесь навсегда.

Есть у Александра Анатольевича Кладя особое чутье к людям добросовестным, болеющим за свое дело, профессионалам. Таким, как И.И.Праля. Ученого ждали не только в Славянске, но и в Тимашевском, Гулькевическом, Абинском районах, в Ростовской и Волгоградской областях. Одному не осилить всех работ — и в 1998 году была создана компания «Ландшафт».

В ней всего 12 сотрудников. 70 процентов из них имеют высшее образование, и ни одного не назовешь кабинетным ученым. Не садовод в роли просителя идет в «Ландшафт». Здесь разрабатывается система защиты растений для конкретного хозяйства с учетом финансового состояния и фито-санитарного положения в саду. Ученые контролируют внедрение системы защиты, поставляют необходимые химические и биологические средства, удобрения для внекормовой подкормки сада. Работает компания гибко, учитывая интересы хозяйств: чаще всего 30 процентов оплаты за услуги берет в период выращивания урожая, 70 — после его уборки.

Для владельцев ЛПХ открыт магазин. Садовод-любитель найдет здесь средства защиты в мелкой расфасовке, оригинальной упаковке, с инструкцией. Консультант выслушает каждого, изучит доставленные больные плоды, ветви. Можно тут же приобрести книги, инструмент, под микроскопом увидеть вредителя сада.

Почему же ты, земля, бываешь скупа к трудолюбивому садоводу? Горсть земли в руках не у мальчика Вани, а у сотрудников «Ландшафта» — докторов сельхознаук, профессоров Г.Н.Теренько и Б.С.Гегечкори. Они выезжают по заявке садовода на участок земли, дают исчерпывающую информацию: чем бедна почва, какова подпочвенная вода, какие виды плодовых деревьев будут расти. Садовод узнает новое о системе посадки, о затратах, получит рекомендации по уходу за молодым садом.

С помощью ученых «Ландшафта» заложены частные 60-гектарные сады в Ленинградском, Абинском районах. Да и сам «Ландшафт» не оторван от земли: уже шумит листвой персик на семи гектарах земли бывшего ЗАО «Прикубанское». К концу года заложат рядом яблоневый и сливовый сады.

— Жаль, что многие руководители хозяйств идут по пути упрощения. Засеял поля пшеницей, собрал урожай — и бери по три рубля за килограмм зерна. А вот черешня на Черноморском побережье стоит 150 рублей, слива — 75, яблоки закупаются ресторанами по 50—60 рублей, — рассуждает Иван Иванович Праля. — Да и как не любить сад! Я убегаю от болезней и встречаю свое шестидесятилетие с большими планами на будущее, потому что есть сады.

Об одном жалеет ученый садовод: не пошли по его стопам сыновья. «Трудно, папа, работать на селе», — признались они.

Виталий окончил Рижский политехнический институт, создал в Риге компанию по экспедиции и транспорту. Сергей учился в Голландии и по окончании Роттердамского университета устроился на работу в банк Лондона.

Мало свободного времени у И.И.Прали. Лишь поздними вечерами раскрывает он старые и новые книги по истории Великой Отечественной войны. Пытается понять: где корень зла? Почему люди проливают кровь, если можно жить мирно в окружении цветущих садов?

Н.Заболотный

 

Читайте также

Загрузить ещё