Подписка онлайн

Танкист и агроном

21 августа 2009

Заря Кубани

У Алексея Васильевича Лактионова  — яркая фронтовая и трудовая биография. Немало повидал танкист и агроном на своем веку, есть о чем рассказать ему нынешнему поколению.

Первое, что бросается в глаза в комнате ветерана, — множество книг. Есть среди множества изданий литература по садоводству.

— И сейчас, бывает, почитываю. Такие книги полезны в любом возрасте, — улыбается Алексей Васильевич.

Интересно, что родился он на хуторе Калаус Славянского района. Ныне данный населенный пункт не существует, так как незадолго до войны был реорганизован. Семья Лактионовых (наш герой был старшим из шести детей) переехала на хутор Семисводный. Четыре класса Алексей окончил там, а потом перебрался в станицу Славянскую. До десятого доучиться не успел: началась война.

— Отца сразу забрали на фронт. Меня же осенью, вместе с другими ребятами, пока немцы не пришли, отправили в Белую Глину, — вспоминает А.В.Лактионов. — Оттуда тех, кто хоть девять классов окончил, направили в военные училища. Я попал в Орловское танковое, расположенное в Майкопе.

В январе 1942 года вместе с мамой Леша проведал в госпитале Ессентуков раненого отца, потом отправился на учебу. Но уже летом немцы были в Белореченске, часть курсантов отправили в бой, а других, в том числе и нашего земляка, — в станицу Ханскую, где раздали учебные винтовки и бутылки с зажигательной смесью. Предстояло встречать врага на подступах к Майкопу.

Однако в последний момент вышел приказ командующего Северо-Кавказским военным округом С.М.Буденного всех танкистов немедленно отправить в тыл. Впереди был маршрут Хадыженск—Туапсе—Сухуми—Баку. А потом через Среднюю Азию — под Свердловск, где они оказались 20 ноября.

— Первое, что бросилось в глаза с перрона поезда, — это множество снега и веселые мальчишки на лыжах. Любовался и думал: вот бы научиться, — рассказывает Алексей Васильевич. — Из прибывших сформировали 30-й добровольческий корпус имени Сталина. Кстати, лыжи успел освоить.

Командира танкового экипажа Т-34 лейтенанта Лактионова направили под Москву, где на полигоне отрабатывались приемы ведения боя на местности.

Интересная история произошла, когда разбивали палаточный лагерь. Командир батальона видел, что Алексей сам ставит палатку, а солдаты находятся в стороне, но замечания не сделал, лишь вечером вызвал к себе.

— Вы с лопатой и молотком носитесь, а подчиненные наблюдают? Так не пойдет! Обязанность командира — показать, а не самому делать. Иначе и руководитель из вас никудышный. Чтоб такого не было!

— Есть! Больше не повторится, — ответил молодой лейтенант.

Первый боевой опыт получил офицер на огненной Орловско-Курской дуге. 25 июля 1943 года четвертая танковая армия вступила в схватку с врагом близ города Козельска.

— Сопротивлялись немцы ожесточенно, отступать не хотели. Войска вермахта уничтожали всё — земля вокруг горела, от деревень зачастую ни одного дома не оставалось. Сущий ад был вокруг, не говоря уже о постоянных налетах с воздуха и бомбежках.

Возле села Шаблыкино танковые соединения предпринимали несколько провокационных вылазок для обнаружения немецких артиллерийских частей, а затем — снова в бой. На Орловском направлении провел Алексей Лактионов чуть больше месяца. Затем части перебросили на юг, под Старую Ласпу.

По Украинской земле он проехал на танке около трехсот километров, бои были в основном локальными.

— 21 сентября возле Федоровки мы заняли оборону, — продолжает ветеран. — Сначала подбили мы два танка рядом. Потом снаряды попали в нашу машину, в накатник, затем — в башню. Осколками заряжающему выбило глаза, мне тоже здорово досталось — ожоги, серьезные ранения челюсти, рук и плеч. Третий снаряд ударил в гусеницу, и я отключился…

Госпитали, многочисленные операции… В итоге лейтенант Лактионов был признан негодным к военной службе.

— Никогда не забуду встречу с мамой. Подошел к хате, заглянул в окно — она возле печки сидит, младшие братья за столом. Вошел, обнялись, слезы на глазах… Всю ночь просидели с ней: я рассказывал о фронте, она — о доме.

Работал Алексей Васильевич бригадиром в колхозе, потом перешел в совхоз «Сад-Гигант» пчеловодом. Окончил с отличием сельскохозяйственный техникум, институт. В 1961 году стал агрономом отделения, позже главным агрономом, а в 1984 году передал дела нынешнему генеральному директору агрофирмы А.А.Кладю.

За фронтовые заслуги А.В.Лактионов награжден двумя орденами Отечественной войны — первой и второй степеней. Трудовые достижения нашего земляка отмечены орденом «Знак Почета».

— Было на кого равняться, до сих пор перед глазами примеры умелых наставников и командиров, — завершает свой рассказ Алексей Васильевич. — Надеюсь, и будущим поколениям будет с кого брать пример.

 

Читайте также

Загрузить ещё