Подписка онлайн

Низкий поклон вам, дорогие освободители!

20 марта 2009

Заря Кубани

В нашем районе проживают пять ветеранов, фронтовые дороги которых проходили через Славянский район

Михаил Иванович Грузин

Еще будучи в десятом классе  школы ст.Ордынской, парень рвался на передовую. Но юношу на фронт не пустили, призвали на службу только после освобождения родной станицы от немецких оккупантов.

В начале 1943-го солдат-новобранец Миша Грузин стал минометчиком 351-й стрелковой дивизии. «Экзаменовали» бойцов учебной роты немецкие летчики: не жалели бомб и пулеметного огня для тех, кто плохо маскировался или отставал.

С освобождением Славянского района у Михаила Ивановича связаны особые воспоминания. Он видел сожженные дотла хутора, фермы, бригадные станы, был свидетелем того, как во время штурма фашистских укреплений исчез с лица земли хутор Свистельников и его прекрасные сады. М.И.Грузин участвовал в боях за хутора Забойский, Солодковский, Беликов и станицу Черноерковскую. Особенно ожесточенным было сражение на Вербяной балке.

— Я ездил туда с женой и сыном после войны, — рассказывает ветеран. — Земля — бурая от осколков. В память о погибших вырос на косе небольшой обелиск.
Кровавый бой за хутор Ленинский принес солдату медаль «За отвагу».

А завершил фронтовой путь Михаил Иванович на Украине, под Шепетовкой, — тяжелое ранение вывело его из строя. За подвиг на поле брани награжден орденом Славы.

До 1949 года служил он в зенитно-артиллерийской части. Затем работал в Славянске главным бухгалтером треста «Приазоврисстрой», ушел на пенсию с трудовым стажем 45 лет.

Иван Георгиевич Скиданов

Боевое крещение получил под Владикавказом. Потом — бои за Ставрополь. И, наконец, родные края. Весной 1943 года подносчик снарядов Иван Скиданов в составе Сухумской дивизии НКВД вел боевые действия в низовьях реки Кубани, в том числе на территории Славянского района.

Особенно запомнились Ивану Георгиевичу ожесточенные бои за хутора Свистельников и Коржевский. Прорвав оборону по Черноерковскому каналу, дивизия устремилась к Свистельникову, который был особо важным опорным пунктом гитлеровцев. Четверо суток длилось кровопролитное сражение за этот участок знаменитой «Голубой линии». Небольшой хутор был опутан колючей проволокой, огражден минными полями и дзотами.

— Мы цеплялись за каждый метр земли, — вспоминает И.Г.Скиданов. — Под ураганным огнем противника катили вперед орудия, тащили за собой ящики со снарядами. Только вперед — ни шагу назад! Во время очередного вражеского минометного обстрела погибло несколько человек из нашего расчета, в том числе наводчик орудия Миша Долидович, и командир взвода приказал мне заменить его.

К исходу дня благодаря нечеловеческим усилиям хутор всё-таки освободили. За этот бой многие солдаты и командиры были удостоены различных наград. Наш земляк получил медаль «За отвагу».

При освобождении Украины И.Г.Скиданова серьезно ранило. После войны, до 1960 года, он служил в погранвойсках. Уволившись в запас, трудился в Славянске-на-Кубани электросварщиком на РМЗ, его фотография не раз помещалась на Доску Почета предприятия.

Георгий Фролович Соломатин

Родился в Рязанской области в многодетной семье. Трудовую деятельность начал с ранних лет. После семи классов школы получил специальность слесаря-моториста, окончил курсы шоферов.

За несколько месяцев до начала войны Георгия призвали в армию. Боевое крещение механик-водитель принял недалеко от города Львова в составе 19-го бронетанкового полка. Отступая с боями с 550-м отдельным саперным батальоном, дошел до Ростова. В станице Прохладной бывший водитель попал в пехоту 295-й стрелковой дивизии 37-й армии. В ее составе Г.Ф.Соломатин продолжил боевой путь по Северному Кавказу: оборона Нальчика, освобождение Кабардино-Балкарии, Кубани — городов Кропоткин, Армавир, станиц Славянская и Крымская, других населенных пунктов.

— Бои на Кубани мне особенно запомнились. Вперед шли через непролазную грязь и болота. Почти всё время вокруг были плавни, мы падали в трясину, но поднимались — и опять вперед, — рассказывает Георгий Фролович. — Отдыхать было некогда — каждая минута на счету.

Дважды Г.Ф.Соломатин был ранен, но в 1945-м успел повоевать с Квантунской армией Японии. Орден Красной Звезды получил за то, что в составе понтонно-мостовой бригады принимал участие в наведении переправы под яростным огнем фашистов через реку у Кенигсберга. Награжден орденом Отечественной войны I степени и боевыми медалями.
Когда закончилась война, переехал в станицу Славянскую. Работал в «Кубрисстрое» шофером, на маслозаводе, в стройконторе и пожарной части.

Николай Матвеевич Сотников

С первых месяцев Великой Отечественной Николай Сотников, недавно окончивший училище стрелок-радист авиаполка, участвовал в боях на передовой воздушной войны. В одном из боев их бомбардировщик «Бостон» был подбит вражескими зенитками, но отбомбился и ночью, в кромешной темноте, сделал вынужденную посадку на поле. Раненого стрелка экипаж нашел в пятидесяти метрах от самолета. Чудом спасшиеся летчики после трудной дороги к своим предстали перед удивленными советскими разведчиками. Много вопросов было: «Почему?» «Как смогли выжить?». Но после тщательной проверки к новым полетам их всё-таки допустили.

Попал Н.М.Сотников на аэродром в станицу Славянскую, где участвовал в боях за небо Кубани, в том числе нашего района. Вскоре самолет Николая Матвеевича (тогда он уже пересел на штурмовик ИЛ-2) взял курс на запад.

— В сражении недалеко от Орши справа от меня вынырнул из облаков «мессершмитт», — вспоминает ветеран. — Некоторое время он шел параллельно, чтобы показать восемнадцать крестов на фюзеляже — столько советских самолетов уничтожил пилот. Жаркий бой закончился плачевно для гитлеровского аса — его самолет огненным камнем упал на землю. За эту победу Н.М.Сотников был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Над землей Белоруссии совершил он и второй подвиг, отмеченный орденом Красной Звезды.

После демобилизации старший сержант Сотников вернулся в станицу Славянскую. Вчерашний военный летчик стал плотником, работал в «Ремстройконторе», затем 20 лет на тарном заводе.

Лука Михайлович Холодный

Перед самой оккупацией Кубани, в 1942 году, военкомат отправлял в тыл подростков шестнадцати—семнадцати лет. Так Лука Холодный и другие парни из станицы Черноерковской и окружающих хуторов попали в город Грозный. Здесь будущие бойцы проходили ускоренное обучение.

Лука попал в 857-й артиллерийский полк в составе резерва Главного командования.

Первый боевой опыт молодой рыбак получил под Грозным, затем встречал врага морем огня под Новороссийском. Следом — бросок к станице Славянской.

Разгрузились у взорванного через Протоку моста. Ночами полк маневрировал, искал уязвимые места фашистской обороны. Сначала форсировала реку пехота, за ней, чтобы поддержать наступление огнем, — артиллеристы. Боясь окружения, немцы покинули станицу. Не теряя времени, наши солдаты двинулись к ст.Анастасиевской и хутору Свистельникову.

— Бои были страшными. За свою малую родину я дрался с удвоенной яростью, — вспоминает Лука Михайлович. — Взгляните сегодня на реку Курку. Ручеек! А в 1943-м лилась река крови.

Домой сержант-артиллерист вернулся с орденами Славы и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и многими другими. Устроился в рыболовецкую бригаду, чинил сети, лодки. За успехи в работе награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда». Сейчас живет в родной станице.

(По материалам Славянского историко-краеведческого музея)

Читайте также

Загрузить ещё