Подписка онлайн

Мебель. Качество под вопросом

11 марта 2009

Заря Кубани

Сегодня мебель из роскоши превратилась в средство достижения комфорта. Ее нынешний ассортимент может удовлетворить самый взыскательный вкус. Но за изготовление мебели теперь берутся и непрофессионалы, поэтому всё чаще возникает вопрос: как выбрать из предлагаемого разнообразия качественный товар?

В 2008 году в территориальный отдел Роспотребнадзора в Славянском, Красноармейском, Калининском районах поступило 18 заявлений от граждан о нарушении прав потребителей при покупке и изготовлении мебели на заказ. Основные претензии — несоответствие мебели согласованному с потребителем эскизу, несоблюдение продавцом гарантийных обязательств при обнаружении (проявлении) скрытых производственных дефектов, сроков выполнения условий договора, нарушение порядка рассмотрения претензии потребителя, предусмотренного статьями 18 и 28—31 закона РФ «О защите прав потребителей», продавцами или изготовителями мебели.

При покупке мебели следует ознакомиться с маркировочным ярлыком изделия. По ГОСТу 16371-93 «Мебель. Общие технические условия» он обычно наносится на верхний левый угол задней стенки изделий, предназначенных для размещения у стены; на обратную строну крышки столов; на поверхность, не видимую при эксплуатации изделий, не имеющих задней стенки и крышки. При этом по правилам ярлык прикрепляется к каждому предмету из набора. Не допускается нанесение маркировки на поверхность ящиков, переставных полок и других подобных деталей и комплектующих изделий к гарнитуру, набору. Маркировка должна быть четкой и содержать следующую информацию: наименование изделия; наименование страны-изготовителя; наименование фирмы-изготовителя; юридический адрес изготовителя и (или) продавца; индекс изделия (при наличии); дату выпуска; обозначение стандарта; штриховой код (при наличии); товарный знак фирмы-изготовителя (при наличии); обозначение национального знака соответствия для сертифицированной продукции. Последний проставляется на одном или в нескольких из указанных мест: на маркировке каждого изделия (ярлыке); товаросопроводительной документации; инструкции по сборке; одной из упаковочных единиц комплекта мебели, поставляемого в разобранном виде.

«Больным местом» мебели (в частности, диван-кроватей) является механизм трансформации. Чем он проще, тем надежнее. Не бойтесь перед покупкой раскладывать мебель по нескольку раз. Элементы на основе пружинных блоков не должны издавать щелчков и скрипа. Трансформируемые, выдвижные, раздвижные элементы мебели должны иметь свободный ход без заеданий и перекосов, замки — прочно закреплены, легко открываться и закрываться, двери изделий без замков — иметь устройства или петли, предотвращающие их самопроизвольное открывание. Стоит обратить внимание и на такую важную составляющую качества, как отсутствие внешних дефектов. Нельзя, чтобы на видимой поверхности изделий допускались расхождение полос облицовки, нахлестки, отслоения, пузыри под облицовкой, клеевые пятна. На рабочей поверхности обеденных и кухонных столов, облицованных синтетически-декоративным материалом, не допускаются стыки облицовки. Облицовочный материал мягких элементов должен быть закреплен с соблюдением симметрии рисунка, без морщин и перекосов. Морщины на облицовочном материале мягких элементов, возникающие после снятия нагрузки и исчезающие после легкого разглаживания рукой, не учитываются.

Едва ли не главную роль в том, как долго вам прослужит купленная мебель, играет используемый при ее производстве материал. Предпочтительней выбирать мебель из натуральной древесины, но она стоит значительно дороже. А вот выбирая стеклянные изделия с алюминиевой рамкой, помните, что они холодные, зато легко поддаются уходу — их достаточно протереть. Немаловажно, в каких условиях хранилась и демонстрировалась мебель до того момента, как вы ее приобрели. Мебель должна храниться при температуре не ниже +2°С, относительной влажности воздуха 45—70%, ее необходимо предохранять от постоянного воздействия прямых солнечных лучей. Поэтому подумайте, стоит ли приобретать мебель в салонах (магазинах), где образцы продукции выставляют вне пределов помещения. Проверять комплектность и отсутствие внешних дефектов в доставленной мебели потребитель должен до того, как распишется в талоне доставки. Иначе придется доказывать продавцу (изготовителю), что дефекты возникли до передачи мебели.

Важным моментом при приобретении мебели являются гарантийные обязательства производителей. Действующие стандарты (ГОСТ 16371-93, ГОСТ 19917-93, РСТ РСФСР 724-91) предусматривают следующие гарантийные сроки эксплуатации мебели: 24 месяца — на «корпусную» мебель, 18 месяцев — на мебель для сидения и лежания. На детскую мебель гарантийные сроки составляют 18 («корпусная» мебель) и 12 месяцев (мебель для сидения и лежания). Срок гарантии на мебель, изготовленную по заказам потребителей, — 18 месяцев со дня получения заказа. Предприятие-изготовитель обязано в указанный срок устранять производственные дефекты, выявившиеся при эксплуатации изделий. Бывает, что изготовитель не предоставляет гарантии на отдельные элементы мебели. Например, — на крышку стола из кухонного набора (столешницу). Данное действие неправомерно, так как крышка стола — неотъемлемая деталь изделия, а гарантия дается на мебель в целом.

Потребитель, которому  продали мебель ненадлежащего качества (если оно не было оговорено продавцом), в соответствии со ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара, соразмерного уменьшения покупной цены, а при обнаружении существенных недостатков — замены на аналогичный товар или на другую модель с перерасчетом покупной цены или расторжения договора купли-продажи и возврата выплаченной суммы.

Необходимо также знать, что доставка крупногабаритной мебели, мебели весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврата ее потребителю осуществляется силами и за счет продавца. Те же правила действуют при покупке мебели, изготовленной на заказ.

Территориальный отдел Роспотребнадзора

Читайте также

Загрузить ещё