Подписка онлайн

Чтобы «большая вода» не пришла вновь

25 февраля 2009

Заря Кубани

Многим славянцам памятен январь 2002 года, когда наш район стал ареной жестокой битвы человека с природой. Почти месяц вода, коварно меняя обличье, превращаясь то в снег, то в лед, не прекращала атак на дамбы вблизи хуторов Деревянковка, Урма, Прикубанский. Избежать большой беды удалось общими усилиями местных властей, военных, спасателей, предприятий и организаций, выступивших против стихии единым фронтом. Но и сейчас спокойные на первый взгляд воды Кубани и Протоки схожи с затаившимся до поры до времени коварным зверем, готовым в любой момент проявить свой грозный нрав, взять район в ледяные клещи.

Усмирить «зверя»

Что нужно делать, чтобы этот «зверь» вновь не вцепился своими клыками в дамбы, не захлестнул студеной волной улицы станиц и хуторов? Об этом шла речь на недавнем выездном совещании комитета Законодательного Собрания края по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности.

— Наметить конкретные пути решения проблем, выработать четкий алгоритм совместных действий, чтобы не повторилась ситуация 2002 года, — наша главная задача, — подчеркнул заместитель председателя ЗСК В.В.Чернявский. — Администрация Славянского района и депутаты Совета не раз поднимали в органах власти вопросы о состоянии водохозяйственного комплекса.

 — Наш район не имеет сухопутных границ, — рассказал глава муниципального образования В.И.Гончаров. — Славянцев не может не волновать плачевное состояние гидротехнических сооружений. Русло реки не чистится, дамбы постепенно разрушаются, межлиманные соединения зарастают. Хочется, чтобы, как в былые времена, Протока была судоходной, а население прибрежных хуторов — гарантированно защищено от стихии.

Картина удручающая

Картина, нарисованная в докладе главного специалиста отдела земельных ресурсов и земельных отношений управления сельского хозяйства Славянского района В.Г.Базика, — удручающая.

В последние годы работы по очистке русел рек Кубань и Протока от упавших деревьев и карчей не проводятся.

— Глубина воды в устье реки порой падает до тридцати—сорока сантиметров, — рассказал Владимир Григорьевич. — К чему это может привести, показал январь 2002 года. — Тогда обмелевшее устье Протоки оказалось заперто ледовыми заторами и белая гангрена льда стала стремительно распространяться вверх по реке. Пропускная способность Протоки резко сократилась, а сброс воды из переполненного Краснодарского водохранилища продолжался. В итоге бурный поток воды прорвал дамбу близ хутора Деревянковки.

Не лучше ситуация в лиманах. На расчистку межлиманных соединений необходимо не менее 75 миллионов рублей. Но средств не хватает. В 2007—2008 годах выделено всего четыре миллиона рублей.

— Пока остановить наступление камыша на зеркало воды в лиманах нечем, — констатировал В.Г.Базик.

Многие гидросооружения ПАОСа и ЧОРСа, построенные еще в 30-е годы, — в аварийном состоянии. Выход их из строя может негативно сказаться на бесперебойной подаче и отводе воды при выращивании риса.

 — Черноерковский оросительный канал прокопан в 1936 году, — привел пример Владимир Григорьевич. — Я работаю в сельхозуправлении больше тридцати лет и не припомню, чтобы за эти годы велись какие-либо работы по его реконструкции, а ведь канал — одна из главных водных артерий района.

С каждым годом ветшают дамбы противопаводковой системы на двухстах километрах рек Кубань и Протока.

 — На сегодняшний день в районе около пятидесяти участков валов, где возможны прорывы, — проинформировал докладчик. — Финансирование открыто по 38 объектам, но работы проведены только на шести участках. Чтобы провести ремонт дамбы, необходимо подготовить проект, согласовать массу документов. В итоге пока вал ремонтируют в одном месте, в аварийное состояние приходят еще два—три участка дамбы.

Особое опасение внушает восьмикилометровый участок от села Ачуево до хутора Слободки, где идет разрушение дамбы в четырех местах. Ничего, кроме разработки проекта ремонтных работ, пока не сделано. Почему? Оказывается, этот участок фактически бесхозный. По закону за его сохранность должна отвечать федеральная структура. Какая именно, до сих пор неясно.

Лебедь, Рак да Щука

С ностальгией участники совещания вспомнили былые времена, когда на каждые три километра дамбы приходился обходчик, следивший за ее состоянием, имелась масса техники, с помощью которой оперативно выполнялись все необходимые работы. Карчекраны убирали упавшие в реку деревья, а земснаряды ликвидировали наносы песка.

Сегодня за порядок на реке отвечают сразу несколько федеральных и краевых структур, но взаимодействие между ними порой напоминает отношения между героями басни Крылова — Лебедем, Раком и Щукой.

— Получается как в известной поговорке, — отметил В.В.Чернявский. — У семи нянек — дитя без глазу! Координации в работе различных учреждения нам пока не хватает.

Об этой проблеме на совещании говорилось много. К представителям федеральных структур у глав поселений района возникло немало вопросов. Ведь ответственность за судьбу хуторов и станиц лежит прежде всего на их плечах.

— Возможности местного самоуправления ограничены, — посетовал В.И.Гончаров. — Глава поселения, к примеру, не вправе тратить деньги местного бюджета на «латание» дамбы, находящейся в федеральной собственности. Но при этом он в ответе за безопасность жителей, их имущества. Администрация района уже несколько лет добивается в различных инстанциях решения о статусе аварийного участка дамбы Ачуево—Слободка. Пока его судьба не определена, местная власть не вправе тратить на него свои деньги, так как это будет расценено как нецелевое использование средств местного бюджета. Поймите состояние глав, которые в пору большой воды буквально «сидят на мешках» и гадают: рванет дамбу или не рванет?

— Где гарантия, что вода не хлынет на улицы хуторов?— выразил обеспокоенность глава Кировского сельского поселения Е.В.Леонов. — Если это случится, заниматься ликвидацией аварии придется прежде всего местной власти.

— Мы понимаем озабоченность славянцев сложившейся ситуацией, — сказал руководитель Кубанского водного бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов Г.В.Салов. — Нашими специалистами выявлено 88 мест, представляющих особую опасность с точки зрения возможного прорыва дамб. Но и у нас немало проблем. Подмываются деревья пойменных лесов. Чтобы спилить хотя бы одно дерево в лесах, имеющих статус водоохранных, нужно оформить кипу документов. И такие сложности — на каждом шагу.

— В рамках целевой федеральной программы мы планируем в ближайшее время провести в районе ряд работ: берегоукрепление Кубани, досыпку дамбы в районе поселка Забойского и хутора Деревянковки, — рассказал заместитель руководителя Федерального государственного учреждения по эксплуатации гидротехнических сооружений рек Кубань и Протока В.П.Клименко. — Но этого, конечно, мало. Главная причина бедственного состояния дамб — нехватка средств.

«Препятствий на реке нет»

Еще один вопрос, обсуждающийся на совещании, — восстановление судоходства на Кубани и Протоке. «Препятствий на воде нет, основную опасность представляет судоходство», — рассказывал любителям сплава по реке, описывая Протоку, автор справочника туриста, изданного в восьмидесятые годы двадцатого века. На реке действовала пассажирская линия Славянск-на-Кубани— Ачуево, ходили грузовые баржи и буксиры.

Сейчас проблем с судоходством в Славянском районе нет, потому что нет самого судоходства. По словам представителей Кубанского государственного управления водных путей и судоходства, официально судоходными в Славянском районе считаются всего несколько километров реки за Тиховским гидроузлом, чуть выше по течению от места деления реки на два ее основных дельтовых рукава — Кубань и Протоку. В ходе инспекторского осмотра вблизи судового хода Протоки (полоса воды шириной 30 метров) выявлено как минимум 500 карчей.

— Самый дешевый способ решить проблемы судоходства и подтоплений — углубить дно, расширить судовой ход, вытащить деревья и устранить ограничивающие перекаты. На это требуется 140 миллионов рублей, — подчеркнул В.Г.Базик. — Но опять помеха: одни предприятия не располагают достаточным количеством техники и оборотных средств, а другие годами не могут получить разрешения на проведение этих работ.

— Мы обязаны чистить только судоходные участки реки, — пояснили представители управления водных путей и судоходства.

Получается замкнутый круг: чтобы сделать реку судоходной, надо убрать поваленные в воду деревья и углубить русло. Но средства на это не выделяются, потому что река не судоходна.

 — Мало вычистить реку от топляка, надо еще и поддерживать чистоту, — считает В.И.Гончаров. — Для этого нужно восстановить эксплуатационную службу, которая бы следила за порядком на реках.

— Это возможно, но при условии должного финансирования и устранения бюрократических препон, — уверены сотрудники Кубанского государственного управления водных путей и судоходства.

 — Восстановление судоходства на кубанских реках — стратегическая задача, которую поставил губернатор, — подчеркнул первый заместитель руководителя департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края В.А.Соленов. — Водный транспорт края должен превратиться в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса региона. Думаю, мы сможем в будущем преодолеть трудности.

— Я рад, что сегодня никто из присутствующих не открещивается от проблем.Есть понимание основных трудностей и желание их преодолеть, — подвел итоги совещания В.В.Чернявский. — О ситуации я обязательно сообщу председателю Законодательного Собрания Владимиру Андреевичу Бекетову. Думаю, в тесном сотрудничестве с вами мы сумеем решить наиболее острые вопросы.

Увидели своими глазами

После совещания его участники совершили поездку на катерах к устью Протоки, а потом прошли 20 километров вверх по реке и воочию убедились, что ее критическое состояние отнюдь не преувеличивается.

Выходим в море. Серо-зеленое небо на горизонте сливается с поверхностью воды. Глубина в месте, где река впадает в море, едва метр. То тут то там на всём протяжении Протоки видны карчи. Затопленные деревья, словно сказочные великаны, грозят раскидистыми лапами-сучьями.

— Вверх по реке, ближе к хутору Деревянковке, еще хуже, — охарактеризовал ситуацию В.Г.Базик. — Там не каждый катер пройдет.

Вот и участок дамбы от Ачуево до Слободки, о котором столько было сказано на совещании. Издалека видны глубокие раны-промоины обвалованного берега.

— С каждым годом в нескольких местах река наступает на сушу на один метр, — сказал В.Г.Базик. — Если этот процесс не остановить в ближайшее время, беды не миновать.

Здесь же, в береговой зоне, постепенно размывается кладбище, которому уже больше двухсот лет. Коварная стихия шаг за шагом теснит сельский погост. А ведь совсем недалеко пляж, лагерь «Ровесник».

— У краевых властей есть четкое понимание: проблемы водохозяйственного комплекса Славянского района необходимо решать безотлагательно, иначе возможны чрезвычайные ситуации, — высказался участник поездки В.А.Соленов. — Беду допустить нельзя. Гораздо легче ее предупредить, нежели потом бороться с последствиями. Есть резервный фонд губернатора, и мы постараемся, чтобы оттуда были выделены средства на решение насущных проблем Славянского района, которые зашли слишком далеко, чтобы откладывать их решение дальше.

Читайте также

Загрузить ещё