Подписка онлайн

«Детский закон»: итоги 2008 года

2 февраля 2009

Заря Кубани

Губернатор Кубани А.Н.Ткачев подписал постановление «Об итогах работы органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по реализации Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» в 2008 году.

Летом 2008 года на Кубани был принят Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Принятию закона предшествовала большая организационная работа всех заинтересованных подразделений администрации Краснодарского края, органов исполнительной власти Краснодарского края, комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края, правоохранительных органов.

Необходимость принятия закона была продиктована сложившейся в крае ситуацией.

В 2007 году несовершеннолетние совершили более 2,5 тысячи преступлений, при этом бродяжничало около четырех тысяч детей, 1,2 тысячи подростков пропали без вести. В ночное время несовершеннолетними было совершено 24% противоправных деяний от общего количества совершенных подростками преступлений.

В 2007 году в специализированных учреждениях Краснодарского края прошло курс реабилитации более 5800 несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

На Кубани в мирное время ежегодно около четырех тысяч детей оставались без родительского попечения, 90% из них имели живых родителей. Ежегодно более двух тысяч родителей лишались родительских прав в отношении 2500 собственных детей, восстанавливалось же в своих правах лишь около 50 родителей.

Причины этого кроются в неблагополучной обстановке, конфликтах в семье, жестоком обращении с детьми. Дети уходили из дома, объединялись в группы и совершали преступления.

В связи с этим, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и нормами международного права, был принят закон, целями и задачами которого стали создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактика их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края, противодействие алкоголизации детей, профилактика табакокурения через повсеместный государственный и общественный контроль за продавцами, повышение родительской ответственности за жизнь и судьбу своих детей, замена негативных проявлений в подростковой среде на альтернативную позитивную деятельность: спорт, творчество. Закон объединил усилия всех заинтересованных ведомств и граждан Кубани в решении проблем детства.

Координация деятельности всех структур и ведомств по реализации закона осуществлялась штабами муниципальных образований по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка.

За время реализации Закона было задержано более 47 тысяч несовершеннолетних, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых. Прослеживается положительная тенденция сокращения числа выявляемых несовершеннолетних. Так, в августе 2008 года в крае в среднем выявлялось около 930 детей, в октябре — 180, ноябре — 140, в декабре — 90. На 23 % отмечено меньше фактов участия детей и подростков в совершении преступлений, в том числе на 34 % снизилось участие детей в грабежах и разбоях, на 30 % — в кражах. В три раза уменьшилось количество убийств, совершенных несовершеннолетними.

Количество преступлений, совершенных подростками в ночное время, сократилось на 48%. Число ночных краж уменьшилось на 49%, грабежей и разбоев — на 48%.

Почти на 9 % снизилось количество преступлений, совершенных в отношении детей. Число несовершеннолетних, ставших жертвами ограблений и разбойных нападений, уменьшилось на 15%.

Проведенный анализ состояния преступности среди несовершен-нолетних за 11 месяцев 2008 года показал, что в ряде районов количество зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года имеет тенденцию к снижению. Так, в Отрадненском районе (Волненко) преступность снизилась на 50%, в Павловском районе (Мельников) — на 31%, в Славянском районе (Гончаров) — на 36%, в городе-курорте Анапе (Евсикова) — на 28%. Вместе с тем в отдельных муниципальных образованиях отмечен их рост: в Калининском районе (Ракитин) — на 29%, Красноармейском районе (Тимофеев) — на 27%, Новопокровском районе (Сотников) — на 45% и Кавказском районе (Юртаев) — на 50%.

Органами внутренних дел совместно с отделами торговли, штабами, территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводится работа по выявлению фактов продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции. С 1 августа было выявлено более 1,6 тысячи лиц, допустивших реализацию несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции. На юридических лиц наложены штрафы на сумму более 14 млн. рублей, на физических лиц — более 8 млн. рублей.

На должном уровне проводится данная работа в муниципальных образованиях город Краснодар (Евланов), город-курорт Сочи (Пахомов), город Армавир (Харченко), город Тихорецк (Сергеев), Туапсинский район (Кошель), на низком уровне — в муниципальных образованиях Кавказский район, Тбилисский район (Гладков), Успенский район (Акулинин), Усть-Лабинский район (Мячин) и Крыловский район (Убийко).

В результате проверок в муниципальных образованиях края было выявлено, что 1320 объектов торговли расположены на расстоянии менее 150 метров от детских, общеобразовательных, медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (Лавренова) и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Клиндухов) проведены контрольные мероприятия в отношении данных объектов. В результате прекратили работу 210 объектов торговли, а 787 — прекратили торговлю крепкими алкогольными напитками.

Активно к реализации целей и задач закона подошло Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю. За нарушения в сфере реализации табачных изделий, пива, слабоалкогольной и алкогольной продукции, условий лицензирования, санитарных норм и правил за указанный период составлено более 3800 материалов, в 75% случаев выявлены нарушения, требующие применения мер административного воздействия.

Систематически проводится подобная работа в муниципальных образованиях город Новороссийск (Синяговский), город-курорт Анапа, Гулькевичский район (Орел), город Горячий Ключ (Мазниченко), Ейский район (Тулинов). Организована работа по учету несовершеннолетних, выявленных в ходе рейдовых мероприятий, систематически проводится разъяснительная работа по выполнению требований закона в образовательных учреждениях, на предприятиях, в средствах массовой информации.

На должном уровне организована деятельность по реализации закона начальниками органов внутренних дел по городу Горячий Ключ А.А.Терехиным, Ейскому району Н.А.Чернавским, Тбилисскому району А.В.Лишутой и исполняющим обязанности начальника отдела внутренних дел по Славянскому району A.M.Липским.

В реализации данного закона принимают активное участие и казаки Кубанского казачьего войска. В рейдовых мероприятиях, организованных и проводимых штабами, задействованы как члены добровольных казачьих дружин, так и другие члены казачьих обществ. Казачьими обществами проводится профилактическая работа в школах, спортивных клубах и секциях, в творческих коллективах. Наибольшую активность проявили следующие казачьи общества: Ейское районное казачье общество Ейского отдела Кубанского казачьего войска (Кондик), Курганинское районное казачье общество Лабинского отдела Кубанского казачьего войска (Курочкин), Новороссийское городское казачье общество Черноморского округа Кубанского казачьего войска (Савотин) и Анапское районное казачье общество Таманского отдела Кубанского казачьего войска (Верстунин).

Отделами по делам несовершеннолетних администраций муниципальных образований края проводится постоянный учет несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах, устанавливаются причины нарушения закона, органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована профилактическая работа с выявленными детьми.

В образовательных учреждениях края проводится активная разъяснительная работа по требованиям закона как с обучающимися, так и с родителями. Более 150 тысяч несовершеннолетних привлечены к занятиям в кружках, клубах, секциях учреждений дополнительного образования детей. Вместе с тем неудовлетворительно работают штабы по воспитательной работе в образовательных учреждениях муниципальных образований город-курорт Геленджик, Павловский район, Успенский район, Белоглинский район, Каневский район, Гулькевичский район.

Вызывает тревогу сокращение ставок специалистов, отвечающих за воспитательную работу: только в 2008 году в крае сократилось на 3,5% количество ставок заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, на 4% — социальных педагогов, на 15% — психологов. Не в полной мере используется муниципальными образованиями дифференцированный подход к оплате труда педагогов-воспитателей.

Во всех муниципальных образованиях края организована работа круглосуточной «горячей линии» — «отзывчивый телефон». За период реализации закона поступило более 2,5 тысячи звонков, по которым даны необходимые разъяснения, проведены проверки.

Обеспечен круглосуточный прием детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, сорока специализированными учреждениями для несовершеннолетних. За период реализации закона более 1,8 тысячи несовершеннолетних получили необходимую помощь и реабилитацию.

Около трех тысяч молодых граждан Кубани стали участниками молодежных патрулей, обеспечивающих реализацию закона. Органами по делам молодежи организовано более 270 пикетов у торговых объектов, незаконно реализующих несовершеннолетним алкогольную и спиртосодержащую продукцию, но это крайне мало, учитывая, что выявлено более 1,1 тысячи административных правонарушений по незаконной продаже подросткам алкоголя.

В муниципальных образованиях Белоглинский район (Коклин), Апшеронский район (Шадрин), Новопокровский район, Кавказский район, Калининский район, Каневский район (Лыбанев), Красноармейский район (Тимофеев), Крымский район (Крутько), Курганинский район (Ивченко), Тбилисский район, Новокубанский район (Очкаласов), Динской район (Жиленко), Туапсинский район, Павловский район, Успенский район и Усть-Лабинский район этому вопросу было уделено недостаточно внимания.

Активно использовались все ресурсы информационного воздействия: от газет и телевидения до средств наружной социальной рекламы. Более шести тысяч публикаций и телевизионных сюжетов о реализации закона подготовлено краевыми средствами массовой информации и более пятидесяти тысяч — в муниципальных образованиях края.

Наблюдается формальное отношение к реализации закона в ряде муниципальных образований: Староминский район (Вороновский), Щербиновский район (Мищенко), Брюховецкий район (Клименко), Крыловский район, Кореновский район (Рудник), Усть-Лабинский район, Каневский район.

Так, на планерных совещаниях при главе муниципального образования Каневский район решения по реализации закона принимались по шаблону, контроль за их выполнением не осуществлялся.

В Щербиновском районе механизм реализации закона не был выработан, ответственные не назначены, функции и полномочия не определены. Маршруты патрулирования в Северском районе (Батищев), Брюховецком районе, Калининском районе, Славянском районе, Белореченском районе (Имгрунт) не разрабатывались, оперативная обстановка и места концентрации несовершеннолетних не учитывались.

В Щербиновском районе составы рейдовых групп и их отчеты не систематизированы.

В Усть-Лабинском районе формально планировали рейдовые мероприятия. В ходе проверки отмечено, что из пятнадцати поселений, входящих в состав муниципального образования, были охвачены рейдами только семь, работа рейдовых групп по реализации закона в сельских поселениях не проводилась и не планировалась. Штабы в ночное время не работали.

Администрации Брюховецкого и Северского районов заняли позицию контролеров. Штабы в ночное время бездействовали и при подведении итогов рейда использовали сводки органов внутренних дел.

В муниципальных образованиях Староминский район, Северский район, Брюховецкий район разводы и инструктажи мобильных групп не проводились.

В Староминском районе не выделено помещение для штаба, при проверке реализации закона из шести мобильных групп на маршруте работала только одна.

В муниципальном образовании Крыловский район при проведении проверки было выявлено искажение статистических данных по реализации закона, протоколы штаба носили формальный характер, контроль за организацией работы по реализации закона в сельских поселениях не осуществлялся, учет несовершеннолетних, выявленных в ночное время в общественных местах, не проводился. Имелись нарушения в деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: работа с подучетными несовершеннолетними носила формальный характер, были допущены нарушения ведомственных нормативных актов в части учета несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, в рамках исполнения административного законодательства допущено незаконное возбуждение административного производства в отношении родителей несовершеннолетних, задержанных в ночное время, начальник отдела В.В.Евко уволен.

В Кореновском районе анализ результатов работы по реализации закона не проводился, выводы не делались, оперативные решения не принимались. Не устанавливались причины нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых, не отслеживалась повторность выявления детей и подростков.

В муниципальном образовании город Краснодар создан совет по реализации закона, но положение о его деятельности разработано не было, цели и задачи, формы его работы и функции не определены, полномочия не обозначены. Строгий контроль за работой штабов во внутригородских округах не осуществлялся. С 1 августа по 1 декабря 2008 года в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Краснодара поступило 485 административных материалов. Прекращены за отсутствием состава административного правонарушения 152 материала (31%). Возвращены в органы внутренних дел на доработку 169 протоколов (35%), из них ни один в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не был возвращен. Коэффициент полезного действия при реализации административного законодательства в отношении защиты прав несовершеннолетних составил 34%.

Начальниками органов внутренних дел по Адлерскому району города Сочи (Павлик), Мостовскому району (Шалашин), Крыловскому району (Толокнов) не в полном объеме используются возможности и потенциал личного состава по реализации закона.

Неудовлетворительно организована работа подразделений внутренних дел края по пресечению правонарушений и обеспечению безопасности детей в возрасте до шестнадцати лет в местах развлечений или проведения досуга. За 2008 год выявлен лишь 71 факт нахождения детей в ночное время в местах развлечений или проведения досуга, в том числе по одному в Кавказском районе, Приморско-Ахтарском районе (Очередько), Славянском районе, Калининском районе, Крымском районе, Мостовском районе (Мамаев), Кущевском районе (Ханбеков), Апшеронском районе.

В целях устранения выявленных недостатков, совершенствования деятельности муниципальных образований Краснодарского края по реализации закона губернатор постановил:

1. Считать приоритетным направлением деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края профилактику семейного неблагополучия, выявление на раннем этапе и устранение причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:

1) до 20 февраля 2009 года провести анализ реализации закона на территории муниципального образования, дать оценку работы штаба, рассмотреть вопрос о поощрении или наложении взыскания в отношении должностных лиц;

2) принять меры по организации эффективной деятельности штабов воспитательной работы в каждом образовательном учреждении;

3) обеспечить сохранение и увеличение ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования детей;

4) предусмотреть меры по дифференцированной оплате труда педагогов, занимающихся воспитательно-профилактической работой.3. Департаменту образования и науки Краснодарского края (Хлопова) до 1 марта 2009 года:1) провести мониторинг эффективности работы штабов воспитательной работы в образовательных учреждениях края;2) по результатам мониторинга направить в муниципальные образования рекомендации по совершенствованию воспитательно-профилактической работы в образовательных учреждениях.4. Рекомендовать главам муниципальных образований Староминский район А.В.Вороновскому, Щербиновский район А.А.Мищенко, Брюховецкий район А.А.Клименко, Крыловский район С.И. Убийко, Кореновский район В.Н.Руднику, Усть-Лабинский район И.В.Мячину, город Краснодар В.Л.Евланову, исполняющему обязанности главы муниципального образования Каневский район В.В.Лыбаневу принять меры по устранению недостатков в работе по реализации закона.5. Рекомендовать главе муниципального образования Крыловский район С.И.Убийко за неудовлетворительную работу по развитию социальной сферы рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Затонской Светланы Николаевны — заместителя главы по социальным вопросам муниципального образования Крыловский район.6. Рекомендовать главам муниципальных образований Динской район С.В.Жиленко, Гулькевичский район В.А.Орлу, Новопокровский район А.Н.Сотникову, Новокубанский район В.Н.Очкаласову, Успенский район И.В.Акулинину, исполняющему обязанности главы муниципального образования Каневский район В.В.Лыбаневу рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности в установленном законодательством порядке за недостаточную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:1) Станоженко Николая Владимировича — заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 31 Динского района;2) Поляковой Ирины Петровны — заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 4 Каневского района;3) Тимченко Елены Валерьевны — заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 41 Каневского района;4) Дибирчуевой Ирины Анатольевны — заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 7 Гулькевичского района;5) Петренко Андрея Александровича — начальника отдела по делам молодежи муниципального образования Новокубанский район;6) Филатова Юрия Викторовича — начальника отдела по делам молодежи муниципального образования Новопокровский район;7) Мельника Сергея Феодосьевича — заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 4 Успенского района.7. Признать работу муниципального образования Усть-Лабинский район (Мячин) по реализации закона неудовлетворительной.8. Рекомендовать главе муниципального образования Усть-Лабинский район И.В.Мячину освободить от занимаемой должности Сенько Раису Леонидовну — заместителя главы муниципального образования Усть-Лабинский район за неудовлетворительную работу по обеспечению эффективного функционирования социальной сферы Усть-Лабинского района.9. Рекомендовать главам муниципальных образований Староминский район А.В.Вороновскому, Щербиновский район А.А.Мищенко освободить от занимаемых должностей заместителей глав муниципальных образований, возглавляющих штабы:1) Петренко Владимира Владимировича — заместителя главы муниципального образования Староминский район, управляющего делами;2) Подолянко Владимира Григорьевича — заместителя главы муниципального образования Щербиновский район.10. Рекомендовать начальнику Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю С.А.Кучеруку за недостаточную работу по реализации закона рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальников территориальных отделов органов внутренних дел:1) Толокнова Геннадия Алексеевича — начальника отдела внутренних дел по Крыловскому району;2) Павлика Александра Павловича — начальника отдела внутренних дел по Адлерскому району города Сочи;3) Шалашина Владимира Николаевича — начальника отдела внутренних дел по Мостовскому району.Контроль за выполнением данного постановления возложен на заместителя главы администрации Краснодарского края Г.Д.Золину и заместителя главы администрации Краснодарского края, управляющего делами Н.А.Долуду.

Читайте также

Загрузить ещё