Подписка онлайн

Время Первого: в детском саду №1 завершается капитальный ремонт основного здания

22 декабря 2023

Дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 1, построенный в историческом центре города в 1907 году, вот уже более ста лет занимается воспитанием тех детей, которым нужно особое внимание, забота и развитие.

Хозяйская рука

Сотрудники ДОУ гордятся тем, что их детский сад, старейший в городе, одним из первых предоставил коррекционную помощь детям со сложными нарушениями зрения и речевого развития, открыл свои двери маленьким подопечным, от рождения ограниченным в своих возможностях, и максимально компенсировал правильным обучением то, что должно быть сформировано к школе. Детский сад № 1 города Славянска-на-Кубани — единственный принимает детей с таким диагнозом, как синдром детского аутизма. За 116 лет работы дошкольное образовательное учреждение выпустило несколько тысяч девчонок и мальчишек, которые смело шагнули в этот мир, обретя поддержку и уверенность в завтрашнем дне.

В разные годы заведующими детским садом были Валентина Степановна Полывьян, Валентина Николаевна Сидорова, Наталья Леонидовна Ажинова. С 2016 года детским садом № 1 руководит Яна Александровна Артюхина.

Для каждого члена коллектива любого образовательного учреждения руководитель является своего рода «батарейкой», который заряжает энергией сотрудников на работу, творчество, созидание. Создание благоприятного климата в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, постоянный поиск новых идей для работы, неутомимая энергетика — это важные составляющие современного руководителя. Всеми этими качествами без сомнения обладает Я.А. Артюхина.

Для себя Яна Александровна с первого рабочего дня определила важнейшие качества идеального руководителя, которым старается следовать.

1. Универсальность во всём! Заведующий детским садом сегодня — это педагог, психолог, логопед, бухгалтер, юрист, менеджер по персоналу и рекламе, заведующий хозяйством, строитель.
2. Постоянное стремление к самообразованию, особенно сейчас — в век компьютерных технологий.
3. Спокойствие и уравновешенность: умение спокойно, сдержанно принимать твёрдые решения и нести за них ответственность.
4. Оптимизм и позитив, только с оптимистическим настроем идти вперёд!

Всю свою жизнь Яна Александровна связала с образованием. Окончив в 2003 году Славянский филиал Армавирского государственного университета, начала педагогическую деятельность в лицее № 4 учителем начальных классов. После, с 2011 по 2015 год, работала директором школы № 7 поселка Степного, где активно развивала патриотическое направление. Именно при ней были созданы первые классы казачьей направленности. Яна Александровна, по словам коллег, — неутомимый, творческий, идущий в ногу со временем руководитель. Она «зажигает» весь коллектив своей энергией. Не удивительно, что имя Яны Александ­ровны Артюхиной размещено на Доске почета управления образования Славянского района.

За сильным лидером хочется идти, ведь он умеет вдохновлять. А знаете, что вдохновляет сильнее всего? Когда человек верит в своё дело и горит им. Истинная любовь к тому, чем ты занимаешься, всегда чувствуется и подкупает. Яна Александровна умеет все: и контролирует ход строительных работ, разбираясь в тонкостях строительного дела, и поименно знает всех ребят детского сада. «Ромочка, Сонечка» — то и дело окликает она ребят во время экскурсии по детскому саду. Одного обнимет, другого погладит, третьего приголубит. А они — улыбкой светятся в ответ.

— По-другому у нас не бывает, — улыбается Яна Александровна — Дети — создания очень чуткие. Только искренняя любовь, забота, доброта способны настроить детей на позитивный лад, общение, организовать плодотворную игровую и учебную деятельность. — Наш детский сад был первым в городе не только по номеру. Он был первопроходцем на нераспаханной ниве коррекционного образования и многие годы остаётся лучшим новаторским учреждением во всем Славянском районе.

Нынешнее время требует от каждого руководителя мобилизации сил, гибкости ума, конкурентоспособности, умения разработать и принять необходимое, нужное решение. Под руководством Я.А.Артюхиной потенциал детского сада крепнет и набирает обороты: интенсивно ведётся строительство, сад оснащается современным оборудованием, персонал регулярно повышает свой профессиональный уровень. Но обо всем по порядку…

Учимся играя

Вторая младшая группа. Малышам 3-4 года. Ровной шеренгой они сидят на своих маленьких стульчиках плечом к плечу, сосредоточены и заинтересованы. Вниманием ребят завладели учитель-логопед Елена Петровна Белоконь и воспитатель Надежда Александровна Хван. Ребят ждет кукольный театр «Колобок». Но не обычный, а интерактивный.
Юные дошколята вместе с воспитателями радостно встречали каждого героя сказки, вместе прыгали, играли, катали в руках мячики, водили хоровод… Словом, перенеслись в сказку, и сами того не замечая, отрабатывали важные навыки общения, работали над развитием речи, памяти, мелкой моторики.

— Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Она развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка, — комментирует педагог с 37-летним стажем Елена Петровна Белоконь. — Я работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и как никто иной знаю, что необходимо вызвать положительную реакцию у ребенка, правильно вовлечь его в игру. Эмоции способны вызвать качественный скачок в развитии ребенка.

— В.А. Сухомлинский характеризовал игру так: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». С этим трудно не согласиться, — продолжает Елена Петровна. — К сожалению, нет универсального рецепта успеха для всех, каждому ребенку нужно что-то свое. Необходимо быть универсалами.

В своей работе Елена Петровна, помимо сказкотерапии, использует технологии модульного обучения, коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания, мнемотехнику, су-джок-терапию, гимнастику Стрельниковой, музыкотерапию и многое другое.
Вот так, в ходе игры, день за днем воспитатели компенсирующих групп, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы, музыкальные руководители шаг за шагом развивают в детях социально важные для жизни навыки.

Творим чудо вместе

О том, что в детском саду нет случайных людей, становится ясно сразу. Все профессионалы своего дела, любящие свою работу. Не удивительно, что грамоты, награды и благодарственные письма сотрудников не смогли уместиться даже в самой пухлой канцелярской папке. Есть в коллективе и заслуженные педагоги, и участники, призеры, победители педагогических конкурсов различных уровней. Хочется рассказать о каждом.

Фото учителя-логопеда Евгении Григорьевны Капустиной размещено на Доске почета управления образования МО Славянского района заслуженно. Чего стоят только ее методики преподавания! Она имеет огромный опыт работы в системе дошкольного образования. Более 46 лет в отрасли, 41 из которых — в детском саду №1! Внедренные ею арт-терапевтические технологии в коррекционный процесс детского сада очень нравятся детям. Деятельность и заслуги Е.Г.Капустиной отмечены грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
В коллективе имеются трудовые династии. Одна из них — династия Полывьян: в этом году Валентине Степановне, педагогу-легенде, в прошлом заведующей детского сада №1, исполнилось 85 лет! Ее невестка, Елена Николаевна Полывьян, в настоящее время работает музыкальным руководителем в детском саду.

Другая династия: педагог-психолог, методист В.П.Любарчук и ее дочь, учитель-логопед Н.О.Бурая.

Путь в педагогику для Виктории Пет­ровны был предопределен.
— Моя мама сорок лет работала учителем русского языка и литературы, сестра тоже стала учителем, старший брат — доктор медицинских наук, имеет прямое отношение к педагогике, преподавал в медицинском институте Санкт-Петербурга, — рассказывает Виктория Петровна. — Я ни дня не пожалела, что связала свою жизнь с детьми. Они дают энергию и жизненные силы.

За свои педагогические успехи Виктория Петровна награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, а также имеет нагрудный знак «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

Еще одна династия в коллективе — это тьютор Полина Чередниченко и её мама, учитель начальных классов УОШ № 11 х. Маевского Галина Викторовна. Обе — профессионалы своего дела, их уважают коллеги и любят дети.

Не оставила равнодушной встреча с учителем-дефектологом Лилией Григорьевной Галкиной, которая работает в коррекционной педагогике с 1989 года. В детском саду она — пятый год.

— Время работы с детьми и родителями всего четыре часа в день. Остальное время уходит на подготовку к занятиям и документацию. Четыре часа игр, ползанья по ковру, эмоциональной, голосовой и физической нагрузки. Стремишься успеть сделать максимум из того, что возможно, — начала свой рассказ Лилия Григорьевна. — В игре дети с удовольствием и незаметно для себя погружаются в развивающую ситуацию, без страха неудачи. Радостно видеть, как ребенок меняется, и именно ты играешь в этом важную роль. Результаты можно только предположить, и никогда не знаешь точно, зато такая радость, когда они появляются, пусть даже самые минимальные.

Нам удалось попасть на уникальное занятие Лилии Григорьевны, где она работала со своей воспитанницей на тренажере Гросса. Он предназначен для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Страховочный пояс закреплен на карабиновом механизме и соединен набором эластичных тяг со страховочным тросом. Специальное оборудование под руководством специалиста позволяет регулировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат ребёнка. Тренажер страхует от падения, воспитывает чувство уверенности. У детей без нарушений ОДА развивает координацию, способствует формированию осанки, благотворно влияет на развитие мышц.

По малышке видно, что она в прекрасном настроении. Прочные элас­тичные ленты позволяют девочке парить воздухе. На ее лице сияет улыбка. Она с удовольствием позирует на камеру.

— Это потому, что мы уже заканчиваем занятие. Суставы стали мобильнее, мы обогатили кровь кислородом, — поэтому она улыбается, — объясняет Лилия Григорьевна.

Лилия Григорьевна принимает активное участие в организации работы Родительского клуба, который реализуется в секциях: «В семейном кругу», «Вместе весело играть».

— Иногда сложно принять вещи, которые не в силах изменить. Родители надеются на чудо, а мы предлагаем совершать это чудо вместе, дать веру в собственные силы, создать ситуацию успеха, — комментирует Лилия Григорьевна. — Об этом и идет речь на занятиях Родительского клуба. На одних мы беседуем только с родителями, отвечаем на их вопросы. На других – собираемся вместе с детьми и родителями и — играем. Точнее, учимся играть вместе!

Объединение усилий специалистов детского сада и родителей с применением игровых технологий, проблемного моделирования ситуаций побуждают думать, искать собственный выход, личное решение задач, создают благоприятный климат и как следствие — позволяют расширять воспитательные возможности семьи и способствовать проявлению положительной динамики у ребенка.

Коллектив профессионалов

Еще одно занятие, на которое нам удалось попасть, — это занятие под руководством Татьяны Николаевны Кустовой, воспитателя компенсирующей группы, участницы профессионального конкурса мастерства «Воспитатель года-2023». Для своих малышей в детском саду Татьяна Николаевна изготовила уникальное дидактическое пособие — сенсорную Чудо-юбку. Авторская разработка пришлась по нраву девчонкам и мальчишкам. Как только она начала демонстрировать «пособие», ее тут же обступили ребята. А там игр — хоть отбавляй! Прищепки, липучки, пуговицы, шнуровки, банты…

— Детям всегда нравится всё интересное, необычное, поэтому я создала и использую в своей работе это пособие, — рассказывает Татьяна Николаевна.

Жизнь в саду благодаря таким педагогам и воспитателям кипит! Одна из них — замечательный учитель-логопед высшей категории, имеющая нагрудный знак «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» Елена Владимировна Сухачева. Вспоминая слова древних «скажи, и я тебя увижу», она говорит о том, что современный логопед — это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их будущее, ведь формируя правильную, чёткую речь, мы создаем перспективы для успешной жизни. В своей работе педагог использует самые передовые технологии, применяет пескотерапию, аудиовизуальный контент, работает по уникальным методикам Т.Н. Новиковой-Иванцовой, А.К.Марковой, используя современные пособия С.С. Яворович, С.В. Коноваленко. Большой спектр разно­образных пособий в арсенале педагога, которые не оставляют равнодушными даже взрослых: это и игры на липучках, и логопедическое лото, и карточки для межполушарного взаимодействия, и многое другое. Оснащение материальной базы детского сада современными пособиями, интерактивным оборудованием, красочными играми позволяет проводить занятия на высоком уровне и достигать качественных результатов в работе.

Хочется отметить, что педагоги детского сада свои знания передают будущему поколению педагогов. Под их ответственностью — работа с практикантами из КубГУ.

— Я всегда спрашиваю у ребят, когда они к нам приходят, видят ли они себя в этой профессии. Ответы разные. По некоторым видно, что ребята еще сомневаются, — делится Елена Владимировна. — Но после прохождения практики на базе нашего учреждения благодарят и отвечают: «Мы обязательно будем работать по профессии!» Я понимаю, что все труды не напрасны, и у нас растет достойная смена.

Воспитатель, педагог-новатор Ирина Николаевна Шарыпова, находясь в курсе педагогических инноваций, эффективно реализует и внедряет цифровые технологии в образовательный процесс, выбирая наиболее приемлемые и актуальные для детей. И.Н.Шарыпова учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей с учётом применения STEM-технологий. На занятии Ирины Николаевны, которое мы посетили, ребята успешно справлялись с заданиями, педагог умело создавал ситуацию успеха.

Заведующая детским садом № 1 Яна Александровна Артюхина гордится своим коллективом, отмечает работу молодых специалистов О.Ю.Бондаренко, Э.М.Лапшук, воспитателей, которые на протяжении многих лет трудятся добросовестно в детском саду, это Н.Г.Симонова, Е.Б.Володкина, З.Ю.Бессалая, С.В. Онищенко, И.А. Донец, Н.М.Коротыч, М.П.Радищева, О.А.Цивцивадзе, С.В.Мыхна, младшие воспитатели Т.А.Терихова, Е.В.Зайцева, Ю.А.Чигиринцева, Е.А. Шевчук, А.С.Другай, а также заведующая хозяйством Е.П.Перчило, старшая медицинская сестра И.Д. Брикун, машинист по стирке и ремонту спецодежды Е.Е.Галоян. А чего стоят только обеды, приготовленные заботливыми руками поваров Дарьи Боярко и Натальи Медведевой!

Новые группы — новые возможности

Работа всего коллектива детского сада направлена на создание уютной, благоприятной и комфортной атмосферы, для того чтобы детский сад стал островком тепла, понимания и любви к детям. Поэтому большая роль отводится материально-техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса.

— Несмотря на то, что наш детский сад — один из старейших в Славянске-на-Кубани, благодаря участию в государственных программах он современный и уютный, — рассказывает Яна Александровна. — Три года назад, в 2020 году, у нас был открыт новый корпус на 60 дополнительных мест. Помимо детских групп, в новом корпусе расположены помещения прачечной и современного, большого, оснащенного всем необходимым оборудованием пищеблока. Также в садике построены новые игровые веранды для прогулок и занятий с ребятами на свежем воздухе.

2023-й год — тоже знаковый для детского учреждения, ведь в этом году детский сад стал участником федеральной программы «Развитие образования», учрежденной по инициативе президента России Владимира Путина. Из краевого и муниципального бюджетов выделено порядка 29 млн рублей на создание 40 новых мест. Претерпел капитальный ремонт старый корпус детского сада. Произведено усиление стен, замена кровли, системы водоснабжения, канализации. Сейчас идет внутренняя отделка помещений, облицовка здания, благоустройство внут­ридворовой территории — установка ливневок, укладка плитки.

Реализация нацпроекта поможет решить очень актуальный на сегодня вопрос — обеспечить местами в садике детей от полутора до трех лет. Уже в начале 2024 года малыши зайдут в новые, комфортные, оборудованные по последнему слову техники помещения.

— С появлением новых отремонтированных площадей, использованием нового оборудования, уверены, процесс интеграции и социализации наших детей станет еще лучше и успешнее, — уверена заведующая детским садом Я.А.Артюхина. — И все же главная задача в нашей «стройке» — помочь детям стать успешными, творческими, прекрасными строителями, строителями себя. И пусть многие обстоятельства зачастую зависят не только от педагогов, но очень хочется верить, что каждый кирпичик, вложенный в будущее нашим большим и дружным коллективом, станет очень нужным, необходимым.

Читайте также

Загрузить ещё