Подписка онлайн

Учит так, чтоб душа услышала…

8 декабря 2023

Третий раз победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года Кубани по основам православной культуры» стала Оксана Никонова.

Я помню её пятиклассницей – умница и отличница, не по летам серьезная и ответственная. Такой она и остается всю жизнь. В 1977 году Оксана стала ученицей средней школы № 3 и проводит  в ней уже сорок третий год — перерыв делала на учебу в Адыгейском государственном педагогическом институте. Сегодня Оксана Рафаэлевна Никонова — Заслуженный учитель Кубани, учитель  высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы, наставник молодых специалистов. Мы сидим в её уютном кабинете на третьем этаже, где очень много цветов, и разговариваем. О школе, литературе, воспитании, жизни…

— Как на всё хватает времени? Сегодня суббота, а у вас только закончились уроки, и через час – снова занятия.

— Моя недельная нагрузка – тридцать шесть часов в десятых, девятых и восьмых классах, плюс четыре – дополнительные занятия. Естественно,  в пятидневное расписание не помещаюсь, работаю с одним выходным. Каждый день – новые планы, шесть-семь  уроков и обязательно  проверка минимум двух пачек тетрадей. Иначе завал: завтра их будет четыре! Привыкла, поэтому временем очень дорожу!

— По сути, вы преподаете три предмета. Какому отдаете предпочтение?

— Конечно,  литературе. Почему? Да потому что в ней отразились и душа, и русский язык. В детстве читала запоем. В институте любимым местом была библиотека. Представляете, мне довелось держать в руках роман «Обрыв» Гончарова  1869 года издания! Дипломную писала по творчеству этого замечательного писателя. А ещё посчастливилось стать ученицей прекрасного педагога – Нелли Магомедовны Шишховой — она обладала удивительной способностью «оживлять» героев 19 века, и все студенты были просто очарованы ею. Несомненно, учитель должен быть актером! Если нет необходимой выразительности, произведение меркнет. Когда читаю на уроке текст и вижу, как дети соболезнуют героям, вживаются  в образы, работаю с еще большим энтузиазмом и желанием.

— Больше десяти лет вы преподаете основы православной культуры – специфический предмет…

— Когда предложили, согласилась без колебаний! Тем более что на уровне края нас очень хорошо методически подготовили: организовали двухнедельные курсы, кураторами которых были священнослужители, снабдили огромным количеством материала, среди которого фотогалереи, притчи, конспекты уроков от лучших учителей края, немало фильмов.  Сейчас материала уже столько, что по каждой теме я могу не один урок провести, а три. ОПК — это культурологический предмет. Мне очень нравятся уроки православной культуры в четвертых классах. После них чувствуешь в себе что-то благодатное.  Здесь начинается знакомство с азами православия. На каждом уроке стараюсь рассказать полезную, поучительную притчу. Они интересны и увлекают  детей независимо от вероисповедания и отношения к Богу. Но и в каждой предметной теме старших классов  начинаю видеть больше и глубже –по-новому раскрываются православные образы в художественной литературе.

На конкурсе мне пришлось давать урок в незнакомом классе. Это был седьмой класс в пятой школе. Тема — «Концепт «мудрость» в «Повести о Петре и Февронии Муромских»». Урок прошел в живом диалоге, нам было очень интересно общаться! Эти дети меня просто окрылили!

— Ещё вы занимаетесь исследовательской работой, ваши ученики – победители многих литературных, научных конкурсов и олимпиад.

— Я бы сказала, что  литература – очень специфический предмет. И ЕГЭ по нему в среднем сдают человек двадцать. Это на весь район. Потому что нужно прочитать колоссальное количество произведений, самому писать хорошие тексты, которые «дышат» собственным словом.  Радуюсь своим ученикам, которых смогла влюбить в предмет. Это Полина Никонова, Вера  Анфилофьева, Лев Харченко, Ольга Дулепина, Данил Абаев, Владислава Чернышева, Вера Кравченко.

Кстати, для исследовательских проектов тоже берем интегративные темы.  Так, моя ученица Владислава Чернышева делала сопоставительный анализ повести Александра Пушкина «Станционный смотритель» и одноименного фильма.  Получилось серьезное исследование, которое высоко оценили в крае. Конечно, роль учителя важна: помочь в выборе темы, показать недопустимость разговорной лексики  в научной работе, подсказать, где эмоции должны уступить место беспристрастному анализу. Бесспорно, фильм Сергея Соловьева завораживает и никого не оставляет равнодушным, но мы обнаружили, что Дунечка в некоторых сценах чем-то похожа на Татьяну Ларину. А это значит, что режиссер незаметно ушел от идеи и нравственных ценностей пушкинского «Станционного смотрителя».

— Это говорит о том, что произведения нужно читать, а не смотреть экранизацию?

— По моему мнению, только великому Сергею Бондарчуку в фильме «Война и мир» удалось безупречно передать дух романа Толстого.

— Есть ли темы, которые вам хотелось бы убрать из программы?

— Нет, классическая программа по литературе сейчас хорошая. Конечно, не всегда то, что написано двести лет назад, понятно современному школьнику. Вот, например, «Бородино» Лермонтова все дети с удовольствием выучили наизусть. Даже соревнования устраивали: читали дуэтом построчно, как рэп. А из повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя не сразу смогли пересказать заданный эпизод. Расшифровываю, разъясняю. Но вот что  не могу изучать – это тексты постмодернизма.  Не лежит душа!  Потому что в искусстве, как и в жизни,  главное – красота, любовь, добро и правда. А в произведениях многих современных авторов этого не вижу. Кстати, Владислава Чернышева стала победительницей  Всероссийского конкурса сочинений-2023. В вышедшем  сборнике опубликовано ее сочинение «Музейное закулисье. Записки реставратора. Большая дерзость маленькой ученицы». И мы с учениками иногда обращаемся к работам из этого сборника. На днях читала им «Мой брат — киборг» — плакали все: сочинение ребенка тронуло души таких же ребят. Считаю, что это уже искусство!

— Вижу на вашем столе стопки сочинений на листочках. Это новый конкурс?

— Это письма моих учеников участникам СВО. Послушайте — очень искренние и трогательные.

Слушаю и записываю отдельные строчки – получилось такое коллективное послание:

— Здравствуй, дорогой солдат, наш защитник и освободитель! Я не знаю ни твоего имени, ни национальности, ни возраста. Да это и не важно. Главное – ты настоящий патриот, встал на защиту Отечества от фашизма! Уверен:  ты обязательно справишься с врагами!

Даже не могу представить, как вам тревожно, тяжело и холодно, особенно в вечные дожди. У тебя нет возможности пить чай, укрывшись теплым пледом, быть рядом с семьей! Ты проводишь бессонные ночи, находясь на передовой.  Надеюсь, что у меня получится согреть тебя своими словами через письмо. Когда смотрю новости, что у вас там происходит, сердце разрывается! Представляю, как волнуются ваши друзья и родственники! Мы с семьей тоже очень переживаем и молимся за вас! Мы говорим вам спасибо за то, что мы в безопасности только благодаря вам.

Надеюсь, что скоро ты будешь дома. Поскорее возвращайся с Победой! Любим тебя, ждем и гордимся! Вся Россия верит в тебя и ждет!

— Вы разговариваете с детьми о событиях СВО?

— А как без этого? Мой класс –9 «А», нас приняли в «Юнармию» в прошлом году, уже несколько лет ученики — юные  пограничники, наш шеф – подполковник пограничных войск в отставке Олег Гурьянович Давков. Не так давно приходил к нам участник СВО. Даже позывного не мог назвать, имя – и то условное. Речь правильная, грамотная! Детей очаровал! С душой говорил о фронтовом братстве: «Там ты на ладони, как кристалл – все грани видны. Чего ты стоишь, ты показываешь в бою, в постоянной поддержке, взаимовыручке. Только там ты можешь проявить всю силу духа, чудеса стойкости  и мужества. В мирной жизни это не ощутишь». И о сложной науке выживать говорил, когда одна аптечка для себя, другая –для ближнего. Слушали затаив дыхание, а потом по очереди  примеряли бронежилет и поражались его весу, задавали нашему гостю массу вопросов. Все мы потеряли ощущение времени – классный час превратился в два. Вот это школа жизни! Мы с ребятами ходили плести маскировочные сети, собираем посылки бойцам, обсуждаем новости. Дети понимают, что на их глазах делается история, мир переворачивается и устанавливается заново.

— Вечный вопрос — кто должен воспитывать: семья или школа?

— Должны все: семья, школа, окружающие, голос общества, я бы сказала. Так, никогда не прохожу мимо людей, которые сквернословят. Но ни в коем случае не выношу порицание. Замечания делаю корректно, доброжелательно, глядя в глаза, чтоб душа услышала. Наш куратор, батюшка Александр Игнатов однажды сказал: «Мат – молитва бесам. Человек, осквернивший словом мать, не имеет права входить в церковь. Но и тот, кто просто стоит и слушает плохие слова, берет грех на себя». Разговариваю об этом с детьми. Рада, что понимают.

А что самое сложное в школе? (Единственный вопрос, на который моя собеседница ответила не сразу. Долго думала. А я ждала любого ответа: дети, родители, дополнительные нагрузки… Но её ответ удивил.)

— Самое сложное – не потерять в реальности любви к ближнему. Порой просто необходимо сделать замечание, и трудно бывает сделать это так, чтобы на тебя не обиделись. Потом обдумываю, что, возможно, ранила кого-то, заставила переживать. Поэтому учусь даже замечания делать с добрым посылом.

— Теперь вам предстоит участие в краевом конкурсе?

— Да, и это совсем другой уровень – там собираются лучшие. Общение с единомышленниками всегда радует. Конечно, конкурс отнимает много времени, сил, эмоций. Но из этих испытаний мы выходим сильнее, мудрее, опытнее. Есть возможность во время конкурса взглянуть на себя со стороны, увидеть недочеты, возможные пути развития. После таких состязаний в мастерстве рождаются новые идеи и проекты. И это здорово! Нужно, наверное, время от времени вытаскивать себя из будничных хлопот, чтобы увидеть, что наша профессия уникальная, великая. Учитель – инженер человеческой души. А это обязывает к постоянному профессиональному росту и обновлению знаний.

Беседовала О.Осипова

Читайте также

Загрузить ещё