Подписка онлайн

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

30 июня 2023

Данный материал посвящён истории гражданина Советского Союза, которому не повезло столкнуться с трудностями своего времени: раскулачиванием, репрессией и депортацией по национальному признаку, то есть моему прадеду Мантель Эдгару Нафанаиловичу.

Заголовком очерка является первое предложение письма от моей двоюродной бабушки Мантель Валентины Эдуардовны. Она жила в Казахстане и однажды приехала к нами в гости, в Россию, увидела мою семью и поняла, что очень хочет поддерживать связь с нами с помощью писем. Так мы условились вести переписку по почте. Скажу честно, я не считала в свои девять лет эту идею хорошей, поэтому мало писала в ответ, о чём сейчас, после её смерти, безмерно жалею. Однажды бабушка Валя прислала большой конверт с одиннадцатью листами А4, исписанными чёрными чернилами, письмом и ксерокопиями каких-то документов. Оказалось, в них находилась биография человека, который подарил жизнь моему роду, отца бабушки по папиной линии. Тогда я и не представляла, насколько серьёзная и сложная судьба была у давно умершего Мантель Эдгара Нафанаиловича. Бабушка Валя свято верила в то, что человек остаётся жить, пока жива о нём память, о чём писала в конце того письма. Она хотела, чтобы его история была услышана. Именно этот случай и подарил мне возможность написать данный материал и разобраться в своей родословной, о чём я даже не догадывалась, когда впервые читала письмо бабушки в десять лет.

Эдгар родился в 1916 году в деревне Табулды Симферопольского уезда. Родители были немцами. В семье кроме него было ещё четыре ребёнка. В его жизни было много трудностей. Как писала бабушка, он помнил тяжёлые, голодные из-за засухи 1921–1922, 1932–1933 годы, о которых позже рассказывал детям. Прадед начал работать на тракторе ещё в 13 лет. Бруно Нафанаилович, его брат, писал: «В этом возрасте он уже был самостоятельным. Мы подолгу его не видели».

В 1932 году из-за раскулачивания семья Мантель лишилась дома и вынуждена была переселиться в Симферополь. Отец и мать Эдгара упорно трудились, как и все остальные люди, но из-за ложного доноса были репрессированы в тридцатые годы. Их расстреляли на рассвете. Сложно представить, что тогда испытали дети, оставшиеся в миг из-за несправедливого осуждения сиротами.

Жизнь, однако, продолжала свой ход, и в 1938 году Эдгар женился на Анастасии Петриченко. Они жили и трудились в селе Саки, построили небольшой дом и семью всего за год. В 1939 году родилась их первая дочь Светлана, моя родная бабушка, в честь которой меня назовёт отец в 2003.

А затем грянула война. Жизнь Эдгара, а заодно и его недавно появившейся семьи, снова перевернулась. Как вспоминала бабушка Валя, её отец хорошо запомнил 22 июня 1941 года: люди, кричащие суровые слова во имя победы; лютая ненависть к врагу и плакаты «Родина-мать зовёт!», расклеенные повсюду. Эта война заставила пережить моего прадеда такое страшное явление как депортация. 28 августа 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета ССР «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья», который гласил о переселении советских немцев из Поволжья в дальние края из-за подозрения в шпионаже. Позже депортация расширила свои границы и, конечно же, добралась до семьи моего прадеда. Как пишет в письме бабушка, её отец часто вспоминал страшные картины. Советских немцев отправили на пароходах по Чёрному морю, некоторые корабли тогда потонули из-за бомбёжки. Далее их везли в переполненных телячьих вагонах без воды и еды почти месяц в неизвестном направлении. В то время ещё и разгулялся тиф. Людям приходилось хоронить умерших во время остановок, не уходя от вагона дальше, чем на 5 метров. Нарушить это расстояние было нельзя, так как грозили смертью на месте. По итогу нежеланного путешествия семья Мантель основалась в Семипалатинской области Казахской ССР.

Всем депортированным советским немцам жилось сложно в военные годы. Условия были суровыми: голод, отсутствие жилья и неопределённость. Но прадед не желал с этим мириться. В 1942 году Эдгар со своей женой отстроили полуземлянку, в которой прожили с дочерью до конца войны. Нельзя и не упомянуть про отношение отдельных людей, которые не знали отличий между «фашистом» и «немцем». Издевательства происходили на почве гнева и горя, боли от утраты родных. И направлены они были против немцев, оказавшихся «под рукой». Прадед позже оправдывал этих людей и говорил: «Не виноваты мы, что тот июньский день столько горя людям принёс. Время было такое. А оно было не манна небесная».

Лишь в 1972 году немцам было разрешено возвращаться в родные края. Моего прадеда, который всегда трудился на благо родины, несмотря на сложные условия и жестокость времени, и внёс большой вклад в освоение целины благодаря своим умениям работать с землёй и тракторами, которого любили и уважали люди за доброту и прямолинейность и избирали несколько раз депутатом сельского Совета, реабилитировали в 1990 году. Через 13 лет после смерти.

Жизнь Эдгара Нафанаиловича была сложна. Он часто сталкивался с несправедливостью, во многом из-за национальной принадлежности. Однако он никогда не скрывал её и, несмотря на все гонения, остался хорошим человеком, любящим мужем и отцом, достойным дедом. Я гордилась им с детства, чтила свои корни, не боялась насмешек и упрёков одноклассников, плохо понимающих отличия между «фашистом» и «немцем», и всегда отстаивала его честное имя. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнавали такие болезненные, но правдивые истории, чтобы как можно больше людей сами рассказывали их. В мире должна победить доброта и память.

Россия является многонациональной страной. На её территории представители разных народов стараются мирно уживаться друг с другом не первое поколение. В Краснодарском крае ежегодно проводятся мероприятия по повышению толерантности к этносам и их ценностям. Вадим Кондратенко, заместитель директора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, отметил: «Российская Федерация всемерно способствует возрождению лучших национальных культурных и духовных традиций. Народы, проживающие в стране, совместно развиваются и процветают, потому что имеют главное – глубокую общую духовную основу». Я согласна с ним и считаю, что важной частью сохранения мирного сосуществования наций также является память о прошлом. На примере наших предков мы можем строить лучшее будущее для России. Никто не должен быть забыт, ничто не должно быть забыто.

С.Казанцева, студентка второго курса факультета журналистики КубГУ.

Читайте также

Загрузить ещё