Одним способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей является взыскание убытков и неустойки.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (в п. 31) разъяснено, что под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.
К убыткам относятся расходы:
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) предусмотрены следующие размеры неустойки:
Закон «О защите прав потребителей»предусматривает следующие виды неустоек:
1. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о гарантийном ремонте (ст. 20 — срок ремонта не может превышать 45 дней);
2. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о замене товара(ст. 21 — сроки для замены: 7, 20 дней или месяц);
3. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя об уменьшении стоимости товара (ст. 23 – срок 10 дней);
4. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за товар (ст. 23- деньги должны быть возвращены в течение 10 дней);
5. Неустойка за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара (ст. 23.1- срок передачи товара установлен в договоре).
6. Неустойка за нарушение сроков (новых сроков) выполнения работ (ст. 28);
7. Неустойка за нарушение новых сроков выполнения работ, назначенных потребителем (ст. 28);
8. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (ст. 29, 30);
9. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о соответствующем уменьшении цены выполненной работы (ст. 28, 29);
10. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о повторном выполнении работы/безвозмездном изготовлении другой вещи (ст. 28);
11. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков работы своими силами или силами третьих лиц (ст. 28, 29);
12. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за работу (ст. 28, 29, 32).
При отказе (уклонении) в удовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке по общему правилу защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона может быть осуществлена только судом по правилам гражданского судопроизводства.