Подписка онлайн

За родную Кубань!

8 октября 2013

Заря Кубани

Девятого октября Кубань отмечает 70-летие окончательного освобождения от немецко-фашистских оккупантов. 

Сегодня в нашем районе проживают двадцать участников боев с немцами и румынами на территории Краснодарского края. Одна из них — Мария Семеновна Гапеева (на снимке).
— Жизнь у меня легкой не была, — рассказывает ветеран. — Мать умерла, когда мне было шесть лет, вскоре ушел из жизни и отец. Воспитывали меня бабушка и дядя. В шестнадцать я начала работать в колхозе. 
Война застала М.С.Гапееву в Ворошиловграде (ныне украинский город Луганск), где она работала медсестрой. 
— В конце 1941 года восемнадцатая армия попала в окружение и была разбита, — вспоминает Мария Семеновна. — В сорок втором ее начали формировать заново. В новый состав вошел полевой дезинфекционный отряд, где я начала службу. Позднее перешла в пятый полевой эвакуационный пункт. Основными нашими задачами были организация снабжения и эвакуация раненых. В составе Приморской группы войск мы участвовали в обороне Армавира, Майкопа и Туапсе, в освобождении Краснодара.
Довелось фронтовичке пройти и бои под Новороссийском. Для нынешнего молодого поколения словосочетание Малая земля мало о чем говорит. А в семидесятые—восьмидесятые годы ХХ столетия не было в Советском Союзе человека, который не слышал бы о знаменитом плацдарме. Газеты, журналы, телевидение сообщали всё новые подробности боев, происходивших в 1943 году в Новороссийске. Школьники писали сочинения о «малоземельцах». Именем Цезаря Куникова, командира отряда морских десантников, захвативших плацдарм, называли кинотеатры, школы, корабли, пионерские отряды. 
— Пожалуй, под Новороссийском было тяжелее всего, — считает М.С.Гапеева. — Мы базировались в Кабардинке, Геленджике, Фальшивом Геленджике (так называли нынешний Дивноморск) и занимались переброской продовольствия, медикаментов, одежды и многого другого на Малую землю. Запомнились жуткие ежедневные бомбежки: большая часть зданий была разрушена, каждый катер и мотобот, шедший на плацдарм, обстреливался авиацией и артиллерией врага. Тыловой части, где я служила, тоже доставалось. Однажды меня сильно контузило — три дня не слышала и не могла разговаривать. Позднее, после краха СССР, над Малой землей начали насмехаться — мол, никакого героизма там не было, а раздули ее значение только потому, что в освобождении города-героя участ­вовал Леонид Ильич Брежнев. Я с этим категорически не согласна. Были там и суровые испытания, и настоящие подвиги. 
В начале октября 1943 года остатки немецко-фашистских ­войск эвакуировались с Кубани в Крым. Так бесславно закончился поход лучших дивизий Третьего рейха на Северный Кавказ. 
— Что творили немцы в оккупированных городах и станицах Кубани — словами не передать! — восклицает ветеран. — Врезалась в память освобожденная Анапа: почти все дома уничтожены, в подвале, где была пыточная камера гестапо, — засохшая кровь на стенах и полу. Сколько там народу замучено!
Мария Семеновна была комсоргом, поэтому часто наведывалась в политотдел 18-й армии, где не раз видела его начальника — будущего генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева.
— Мне везло на встречи со знаменитостями, — говорит она. — К примеру, через несколько дней после освобождения Киева, осенью 1943 года, довелось увидеть знаменитого аса Александра Ивановича Покрышкина. 
Бои на Украинской земле запомнились еще и нападениями бандеровцев. 
— Бесчинствовали они страшно! — вспоминает Мария Семеновна. — Зверствовали порой хуже фашистов: бывали случаи, когда «лесные братья» поголовно вырезали в медсанбатах и медиков, и раненых. 
В составе 18-й армии наша землячка освобождала не только Украину, но и Польшу, Чехо­словакию. Войну закончила под Прагой. 
— После победы продолжала служить, — делится М.С.Гапеева. — Вышла замуж за офицера, немало поколесили вместе с ним по гарнизонам, пока не осели в Славянске-на-Кубани. Муж, Семен Степанович, служил в местном военкомате, я работала в справочном бюро. Воспитали двоих детей, дождались внуков и правнуков. 
Недавно Марии Семеновне­ исполнилось 92 года. Она сохранила бодрость духа, отличную память. И сдаваться старости, болезням не собирается, потому что фронтовики не сдаются! 
Андрей Силенко

 

Читайте также

Загрузить ещё