Подписка онлайн

Символу города — 90 лет

3 октября 2013

Заря Кубани

«Заря Кубани» продолжает цикл публикаций, посвященных 95-летию похода Таманской Красной Армии. Сегодня мы расскажем об истории строительства памятника Таманской Армии, которому в этом году исполняется 90 лет. 

По просьбе таманцев

Памятник, посвященный участникам Таманского похода, — главная «визитная карточка», самая известная достопримечательность и символ нашего города. Идея создания монумента родилась в те дни, когда на Кубани еще тлели угли затихающей гражданской войны. Так, в приазовских плавнях до конца 1924 года скрывались бело-зеленые под руководством Василия Рябоконя. Дошло до того, что местные большевики взяли заложников из числа родственников «белобандитов», чтобы прекратить нападения «рябоконевцев». 
Многие бывшие воины-таманцы, жившие в Славянской, обращались к главному районному начальнику И.Т.Касилову с просьбой увековечить массовый подвиг участников «Железного потока». Иван Трофимович был председателем Славянского райисполкома с 1921 по 1929 год. Идею возведения памятника Касилов горячо поддержал: он и сам активно участвовал в гражданской войне, был награжден именной шашкой. Воззвание о сборе средств было опубликовано в газете «Знамя труда» (она выходила в середине 1920-х годов) — предшест­веннице «Зари Кубани». У нас в редакции сохранилась копия номера за первое мая, в котором был опубликован проект памятника. 

Всем миром

Комплекс памятника разработали профессор А.А.Юнгер и художник С.К.Крамской. Под многотонной колонной общей высотой 15 метров расположилась поверженная змея, символизирующая «гид­ру контрреволюции». На стенках постамента — плиты со стихами. 
Строить памятник начали всем миром. Помогало то, что многие тогдашние руководители района были участниками знаменитого похода. А председатель исполкома Петровского волостного Совета Д.А.Пимоненко и местный военком Г.Н.Батурин — ближайшими соратниками легендарного командира таманцев Епифана Ковтюха. Вместе с другими бойцами «Железного потока» они активно участвовали в сборе средств и организации строительства памятника героям Таманского похода. К всенародной стройке подключились и военные. Артиллерийские орудия, украшающие памятник, предоставил начальник гарнизона Новороссийска. Удивительная судьба у этих пушек: отлитые еще в 1898 году на Обуховском заводе Санкт-Петербурга, они, как и сам памятник, переживут многие лихолетья. В годы Великой Отечественной немцы «украсят» вершину стелы свастикой и приспособят монумент под склеп для своих погибших офицеров. Естественно, после прихода советских войск символ рейха сшибут, а останки оккупантов вытащат.
Не раз памятник подвергался нападениям вандалов, привлеченных легендами о сокровищах и потайных ходах. 

Визит к вождю

Открытие памятника 23 декабря 1923 года стало грандиозным событием в политической и культурной жизни региона. На митинг приехали представители многих районов Кубани (на снимке внизу). Одних только ветеранов Таманского похода прибыло около двух тысяч. «Гвоздем» митинга стало выступление руководителя Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) А.И.Микояна. Анастас Иванович выступил с пламенной речью с балкона Славянского сельхозтехникума. 
— Этот балкон в прежнем виде не сохранился, — рассказал директор техникума Евгений Викторович Дмит­риев. — Дело в том, что позднее к основному зданию пристроили дополнительное крыло, которое скрыло балкон внутри. 
После открытия памятника был составлен фотоальбом, который бывшие таманцы решили преподнести В.И.Ленину. С этой целью делегация во главе с И.Т.Касиловым отправилась в Горки. Со славянцами встретилась сестра Владимира Ильича М.И.Ульянова. А вскоре из Москвы пришло ее письмо, в котором сообщалось, что «вождь мирового пролетариата» фотографии посмотрел и остался очень доволен. 
— Сожалея, что представители славных таманцев не смогли быть лично принятыми Владимиром Ильичом, выражаю надежду, что в недалеком времени здоровье его настолько поправится, что он сможет сам поблагодарить и приветствовать вас, — писала Мария Ильинична. 
Надежда не оправдалась: письмо было написано за день до смерти вождя. Сегодня оно экспонируется вместе с фотоальбомом в одной из комнат дома-музея В.И.Ленина в Горках. 

Не только в Славянске

Добавим, что монументы в честь бойцов Таманской Армии есть и в других районах Кубани. Например — памятник под Туапсе. 31 августа 1918 года части Таманской Армии подошли к Агойскому перевалу, где укрепили свои позиции грузинские войска. Ночью главные силы таманцев подобрались к вершине перевала. Первого сентября, на рассвете, они атаковали врага. Штурмом был взят перевал, а затем — город Туапсе. В память об этом событии на перевале установлен четырехгранный обелиск, опоясанный стеной, на которой написано: «Легендарная Таманская Армия в сентябре 1918 года победоносно громила на Агойском перевале белогвардейские полчища, «железный поток» прошел через эти горы». 
В августе 1958 года, в ознаменование 40-летия начала похода Таманской Красной Армии, памятник был открыт в Темрюке. Он похож на уменьшенную копию славянского, но гораздо скромнее украшен и не окружен орудиями. В том же 1958 году на Лермонтовском бульваре Геленджика установили памятник-символ, посвященный легендарному походу. Еще один памятный знак, в виде склоненного Красного Знамени, есть на Михайловском перевале (в двадцати километрах от города-курорта). 
История памятника Таманской Армии будет неполной, если не поведать о судьбе руководителей сооружения монумента. Об этом «Заря Кубани» расскажет в одной из следующих публикаций. 
Андрей Силенко

 

Читайте также

Загрузить ещё