Подписка онлайн

Истории россиянок, путешествующих в одиночку

13 августа 2022

Фото: @nuta.neza

Все больше россиян предпочитают путешествовать в одиночку. Статистики о том, каков процент женщин среди соло-путешественников, нет. Однако, судя по тревел-блогам, их число тоже растет.

Они рушат стереотипы о том, что женщинам тяжело путешествовать самостоятельно. Походы в горы, велопутешествия на дальние расстояния и даже кругосветки — для них нет ничего невозможного.

Но путешествия — далеко не всегда только радость и свежие эмоции. Соло-путешественницы нередко сталкиваются с домогательствами и даже насилием.

Россиянки с внушительным опытом одиночных путешествий рассказали «Ленте.ру» о том, почему они не бросают свое увлечение, несмотря ни на что.

«Меня мало кто воспринимал всерьез»
Анна Меза, Екатеринбург. Путешествует по России и миру на велосипеде

Мои мама и папа — художники, в их творческой среде было принято отдыхать на природе с палатками по несколько дней. В детстве меня часто брали с собой в разные походы по красивым местам: вместе мы объездили все окрестности, даже побывали во Владивостоке и в Тамани — в нашей семье все было пропитано духом свободных путешествий.

После окончания вуза меня больше ничто не держало в родном городе в плане поездок, и я начала грезить кругосветным путешествием. Друзья и знакомые тоже загорались от меня этим желанием, но, к сожалению, дальше разговоров не заходило. Тогда я задумала отправиться одна за 130 километров от Екатеринбурга на старом убитом велосипеде с огромным рюкзаком, чтобы проверить свои силы. Эта поездка окончательно открыла мне все дороги — и я твердо решила их исследовать, пускай и в одиночку.

Велосипед для меня — как элемент философии, мне важно чувствовать каждый километр пути, а красивые виды или достижение цели — справедливая награда за все старания и лишения. Сейчас у меня за плечами путешествие из родного Екатеринбурга в Сочи, большой круг из Калининграда в Марокко через Европу, Алтай, а также Грузия, Армения, Азербайджан и родной Урал.

Родители всегда разделяли мою страсть, а вот друзья и знакомые часто не воспринимали всерьез — обычно думали, что моих сил хватит доехать до Перми и повернуть обратно.

Главный плюс путешествий в одиночку — это абсолютная свобода во всех решениях и глубокий диалог со своим внутренним «я». Я боюсь потерять это, путешествуя с кем-то. Не хочу тяжело идти к компромиссу или долго искать общее решение. 

Но жертвовать чем-то все же приходится: из-за страсти к поездкам у меня три раза рушились отношения. Нелегко быть вместе, когда у вас разные цели и желания. Сейчас у меня есть пара, но в поездках мой молодой человек поддерживает меня только по телефону. Находиться подолгу в разлуке и изредка общаться — то еще испытание.

Другой нюанс, который стоит учитывать, — карьера. Совмещать ее с велопутешествиями нереально, поэтому во время поездок я увольняюсь и перехожу на подработки, а когда возвращаюсь — снова устраиваюсь на официальную работу. Так сделаю и в следующий раз, а пока — коплю необходимую финансовую подушку и думаю про развитие пассивного источника дохода. Путешествую я с палаткой, в городах люблю останавливаться по каучсерфингу. Таким образом за три месяца путешествий по Европе я потратила около 120 тысяч рублей.

Кстати, с физическим насилием, угрозами и домогательствами я ни разу не сталкивалась. Были напряженные моменты только в плане диалога: надо было твердо настаивать на своем и показывать, что тебе не нужна близость. Один раз во время путешествия по Грузии я познакомилась с местным парнем, который предложил мне бесплатно переночевать у его знакомого — он охранял коттедж в отсутствие хозяев. Холодный декабрь и долгий поиск ночлега вынудили меня согласиться. На заднем дворе дома я разложила палатку, однако сторож, мужчина лет 60, пригласил меня зайти внутрь.

Неожиданно грузин предложил лечь с ним на одну кровать, а мой твердый отказ даже сделал его более настойчивым в просьбах, — дошло до того, что он на коленях умолял меня согласиться. Быстро убежать оттуда мешали мои выложенные из рюкзака вещи и расставленная палатка…

В итоге я как-то пережила эту ночь на маленьком диване в соседней комнате. Утром я потребовала объяснений у моего знакомого, который пришел меня забрать. Парень признался, что зачем-то наврал сторожу про нашу интимную связь, которую сам и выдумал

Еще один похожий случай был в Марокко: через каучсерфинг я нашла ночлег у местного жителя — его раскрученный профиль и более 600 отзывов внушали доверие. По приезде оказалось, что у марокканца очень маленькая квартира и всего одна кровать. С порога на меня посыпались странные вопросы и намеки: «Ну, что делать будем?» Я сразу обозначила, что ничего не будет, однако хозяин жилья делал вид, будто этого не понял. В конце концов ему пришлось отлучиться из дома по работе — это позволило мне все-таки немного вздремнуть после очень напряженного дня и спокойно уйти.

Что же касается поездок по России, здесь ко мне везде хорошо относились и проявляли отзывчивость, иногда я даже уставала от повышенного внимания: людям интересно меня расспросить о путешествиях и планах, сфотографироваться на память. Жители Европы, как мне показалось, более холодные и закрытые — думаю, это из-за огромного количества туристов, от которых они просто устали. Плюс не все знают английский, а без общего языка контакт быстро сходит на нет.

Елена Терешонкова, Брянск. Продолжает кругосветное путешествие шестой год подряд. 

Мое студенчество совпало с эпохой первых кругосветчиков, блогов и волны адептов «бесплатных» путешествий. Я копила деньги, мониторила распродажи и в любой удобный момент срывалась в поездку. Привычную Европу быстро сменили «непонятные» страны: Китай, Шри-Ланка, Кения, Азербайджан — чем больше челленджа и непредвиденных ситуаций в поездке, тем лучше. Когда закончилась учеба, я не стала работать по профессии. Идея ездить в отпуск всего на две недели в году мне уже тогда казалась невероятно скучной.

Я недолго пожила в Канаде, изучая французский и английский языки, но не нашла себе места в этой размеренной и комфортной стране. Ухоженные домики, где дети гоняются во дворе за улыбающимися лабрадорами, а родители жарят на гриле стейки, нагоняли на меня тоску. Тогда я проходила тяжелый период в жизни, в результате которого остро почувствовала, что свои мечты мы исполняем сами.

Однажды мы поздно разошлись с ребятами после посиделок в баре. Пожалев 40 долларов на такси, я решила пойти домой пешком. В два часа ночи я блуждала с телефоном в руке по пустынным улицам, пытаясь найти быстрый путь. За мной увязался мужчина — плохие мысли в голове кое-как заглушались мантрами о том, что в Канаде очень безопасно, ведь мне так часто говорили это местные жители и знакомые. Свернув не на ту улицу и окончательно потерявшись, я решила сама, наперекор страху, подойти к незнакомцу и спросить дорогу.

Вместо ответа он ударил меня по лицу, а после, затащив за ближайший угол, целый час делал все, что хотел. В конце он попытался меня задушить — в самую последнюю секунду, когда я уже начала прощаться с жизнью, промелькнула мысль, что если выживу, обязательно буду много путешествовать. Из последних сил мне удалось закричать, и поблизости остановилась машина, спугнув насильника. Полиции потребовалось всего три часа, чтобы его найти, а мне — целый год, чтобы выиграть дело в суде

На самом деле эта ужасная история дала мне важный урок: что человеческая жизнь очень хрупка и может оборваться в любой момент, поэтому исполнять свои мечты нужно прямо сейчас. Тогда я взяла билет в один конец в самую дальнюю страну, на которую хватило накопленных миль, — ею оказалась Куба. Так началась моя кругосветка — без особых накоплений, планов и работы.

Путешествия постоянно преподносят сюрпризы, никогда не знаешь, что ждет тебя за углом. Даже мужа я встретила во время поездки. В последний день волонтерства по программе Workaway на маленьком необитаемом острове в Колумбии (там был только один хостел) я загадала желание, чтобы в мою жизнь пришел тот самый человек, который останется со мной навсегда. На следующий день приехал новый волонтер — мой будущий муж. Через четыре дня мы вместе отправились путешествовать по стране, а после я уговорила его приехать в Россию — он задержался у меня на полгода. С началом пандемии мы улетели в Грузию и застряли там на восемь месяцев.

Летом в горном походе он сделал мне предложение: когда мы, уставшие и грязные, пришли к леднику, он достал из кармана три самых простых кольца, которые купил на распродаже в Тбилиси, предложил выбрать одно из них и стать его женой. Официальной части свадьбы не было, мы пришли в загс в обычной одежде, даже пришлось подкупить двух таксистов, чтобы они были нашими свидетелями. Ну, а уже потом состоялось красивое венчание в католической церкви. 

Мой основной доход долгое время шел от фриланса: я писала статьи на заказ, заполняла информацией сайты, делала переводы. Старалась тратить как можно меньше: ездила автостопом, жила по каучсерфингу или в палатке, готовила сама, пролезала к достопримечательностям бесплатно.

Продолжение читайте здесь

Читайте также

Загрузить ещё