Подписка онлайн

Из племени созидателей

23 июня 2012

Заря Кубани

Монотонное течение экзаменов в Новочеркасской партсельхозшколе прервалось предложением проверяющего из области:

— В теории вы сильны. А теперь, друзья, покажите, кто быстрее подготовит трактор к работе, даст правильную оценку дойным коровам и лучше завершит скирдование сена!

Во всех этих делах сразу выделились Михаил из станицы Славянской и Лидия с глухого ставропольского хуторка. И неудивительно: с восьми лет Михаил Артеменко знал дорогу на колхозные поля. В десять — возил зерно воловьей упряжкой от комбайна на ток, пас телят, в пятнадцать — «оседлал» трактор.

— А мое детство — бескрайняя степь Ставрополья. Весна пролетает быстро, а потом — выжженные зноем колючки да поседевший ковыль от горизонта до горизонта. Когда я впервые попала в станицу Славянскую, подумала, что шагнула в рай: весной — сады в цвету, летом — запах яблок, винограда, абрикосов!

Почему Лидия попала в нашу станицу, догадаться нетрудно. Из века в век чистые душой люди, работяги тянутся друг к другу. 21 июня 1962 года общежитие огласилось песнями, дробью каблуков. На молодежной свадьбе было всё, кроме одного: поездки к невесте за приданым. И невесту везли к мужу не в хоромы.

— У нас не нашлось вешалок, чтобы определить в самодельном шкафу одежду. Не было на пальцах обручальных колец, — вспоминает Михаил Константинович.

Но это не была бедность напоказ, счастье бессребреников. «У нас будет всё! Мы молоды, здоровы, работы не боимся», — планировали молодые. И сейчас у них есть всё для жизни: большой кирпичный дом в Славянске-на-Кубани, иномарка во дворе. Не живут по квартирам сыновья Виктор и Леонид.

50 прожитых совместно лет — не только путь к материальному благополучию. Работа на производстве позволила обоим ветеранам найти себя. Михаил Константинович, спокойный и покладистый, вдруг менялся на глазах, когда на его участке под флагом передового опыта внедряли вредную технологию. Так было в пору «химизации всей страны». И добился своего: руководимое им отделение собрало по 84 центнера диетического риса с каждого из 1300 гектаров. Не словом, а делом внедрял он передовой опыт на МТФ № 2, когда заведовал этой фермой — гордостью нынешнего хозяйства «Приволье». Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд», четыре серебряные медали ВДНХ — это подтверждение верности жизненного пути созидателя, земледельца.

Лидия Александровна была и остается крепким тылом мужа.

— С рассветом уедет на ферму или в поле — жди его только ночью. На руках у меня двое детей, коровы, птица, дача. Никто не освобождал меня от работы в колхозе — трудилась на ферме зоотехником. Зарплата 80 рублей в месяц — слабое подспорье для семьи застройщиков. И пошла я в рядовые свинарки, девять лет отдала этому делу, — вспоминает Лидия Александровна.

Чтобы скопить денег на строительство дома, семья выращивала овощи. Горькая обида звучит в словах женщины:

— Ночами не спали, трудились в теплице. И вот грузим в воркутинский поезд картонные коробки с отборными помидорами, а их выбрасывают в окна на перрон. «Нетрудовые доходы хотите получить? Не выйдет!», — кричали представители власти. Провести отпуск на Севере, мерзнуть на рынках, терпеть поборы, но подзаработать — это считалось удачей.

Супруги продолжили учебу, окончили Славянский сельхозтехникум. Что ж, раз запретны «нетрудовые доходы», Лидия Александровна всецело посвятила себя новой работе — бухгалтера в ПМК-19. Ее приметили, повысили до заместителя главного бухгалтера. Общий трудовой стаж ее — 40 лет. Своим, нужным человеком она была и на свиноферме, и в конторе ПМК, и в глазах свекрови, и в объятиях четырех внуков.

И всё-таки в жизни юбиляров было больше хорошего. Трудное счастье ценится ими выше удачи.

Н.Леонтьев

Читайте также

Загрузить ещё