Подписка онлайн

Много тайн погребено…

30 января 2009

Заря Кубани

После прочтения заметки «Ждут сообщений», опубликованной в «Заре Кубани» 22 января, наши читатели узнали, что ведется поиск захоронений советских воинов на старом городском кладбище, и решили откликнуться.

Восемнадцатого июня 1943 года фашистский самолет сбросил бомбы на территорию нынешней школы № 5. Осколками была убита моя мать. С раннего детства я посещаю ее могилу. В марте 1943 года, сразу после изгнания фашистов из нашей станицы, неподалеку похоронили красноармейцев. Если стать спиной к церковной калитке, ведущей на кладбище, пройти по тропинке в сторону «Славянскгоргаза» 70—75 метров, то слева от дорожки, возможно, обнаружатся следы братской могилы освободителей. На ней установили тогда кирпичный оштукатуренный памятник без указания фамилий похороненных. Чуть позже рядом предали земле трех советских летчиков.
Время быстро разрушило сооруженный на быструю руку памятник. Жаль! Герои достойны вечной памяти.

Е. КУНЕВИЧ

Хочу рассказать о событиях, свидетелем которых стал в 12 лет.
Серый камень на могиле жертв голодомора 1933 года и репрессий установлен в наше время правильно. Но рядом была еще одна могила. Жуткое захоронение… Мы гоняли своих коров на пастбища. Проходя мимо старого строения  «Сад-Гиганта», где впоследствии разместился клуб, услышали просьбы заключенных этой импровизированной тюрьмы: «Мальчики! Сбегайте вон в ту хату, скажите моей жене, пусть принесет вареный буряк», «Хлопцы! У вас нет кусочка хлеба?». Из тюрьмы на кладбище возили мертвых, укладывали их слоями, присыпали хлоркой, укрывали соломой. Это были репрессированные, умершие от голода.
Для выполнения завышенного в неурожайный год госплана власти забирали зерно, муку, картошку, горох. Не трогали только свеклу, соленья. К борьбе с укрывателями зерна привлекли молодежь, в том числе моих братьев, Ивана и Василия. Они видели разорение и смерть в каждом доме. В положенный срок доложили уполномоченному из Краснодара: не найдено ни зернышка. Братьев арестовали. И тут на выручку пришли дети красных партизан и красноармейцев: «Мы тоже ничего не нашли. Арестовывайте и нас!». Братьев выпустили. Через несколько лет их ждало новое суровое испытание — война.

А.БОРИСЕНКО

Есть наша вина перед ветеранами Великой Отечественной войны. Часто назавтра откладывали поиск павших героев. А время беспощадно. Помню, рядом с нефтебазой совхоза «Сад-Гигант» упал подбитый советский истребитель. Боевая машина наполовину ушла в землю, хвостовая часть разрушилась. Куда только я не обращался в свое время! Всюду слышал: обязательно раскопаем, установим имя, увековечим. Не раскопали. Сейчас на том трагическом месте вырос жилой дом.
То же и на старом городском кладбище. На северной его окраине я видел дощатую тумбочку с красной звездочкой и надписью: «Здесь захоронен сержант, убитый осколком фашистской бомбы…». Сержанта не перезахоронили, его фамилии никто не помнит.

В. ДАЦИЙ

Мои родители и я многие десятки лет живем рядом со старым кладбищем. Помню, в марте 1943 года вдоль изгороди, параллельной улице Совхозной, появилось до пятнадцати одиночных могил красноармейцев. В самом углу Совхозной и Гриня нашлось место для умерших в плену немцев.
Шли годы. Приезжали родственники погибших советских воинов. Прибыл и один немец. Ничего не нашли… Сровнялись с землей могилы, поднялись другие надгробья.

А.КУДЛАЙ

Читайте также

Загрузить ещё