Подмена трудового договора со штатным работником на договор гражданско-правового характера с самозанятым, хоть и является привлекательной альтернативой с точки зрения экономии на взносах и НДФЛ, но может оказаться очень опасной. Налоговики в ней видят незаконную оптимизацию налоговых выплат. Организации стали чаще заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми и переводить в этот статус штатных работников.
Сам по себе договор с самозанятым не является нарушением трудового законодательства. Но, перевод работников на гражданско-правовой договор, может принести компании серьезные штрафы и доначисления по обязательным платежам, вместо ожидаемой экономии.
Самозанятые — это физические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают на себя и платят налог на профессиональный доход.
По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако, выявляются случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.
Федеральная налоговая служба России, в письме от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183, разъяснила налоговые риски в договорах с самозанятыми и привела примеры признаков незаконных схем оптимизации НДФЛ и страховых взносов:
1. самозанятый организационно зависит от работодателя:
— работодатель требует, чтобы у исполнителя был статус самозанятого, и не рассматривает иные варианты сотрудничества;
— работодатель сам распределяет задания среди самозанятых, например, по рабочим объектам или маршрутам;
— работодатель определяет режим работы самозанятого: сколько часов он должен работать, а сколько он должен отдыхать и в какое время необходимо выполнять работу;
— работодатель непосредственно руководит и контролирует работу самозанятого на рабочем месте;
2. самозанятый инфраструктурно зависит от работодателя: работает полностью с материалами, инструментами и оборудованием работодателя, то есть не может выполнить работу без этого в принципе;
3. работодатель оплачивает работу самозанятого по правилам Трудового кодекса, то есть платит каждые полмесяца в установленные даты, как и штатным сотрудникам.
Письмо ФНС сигнализирует работодателям о необходимости проверки всех заключаемых с самозанятыми договоров на наличие в них признаков трудовых отношений. Если при проверке контролирующие органы переквалифицируют договор с самозанятым в трудовой договор, работодателя ждет:
— доначисление взносов и НДФЛ, а также пеней и штрафов;
— наказание по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
В частности, по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., на ИП от 5 000 до 10 000 руб., на компанию от 50 000 до 100 000 руб.
Работодателям не стоит рассчитывать на то, что инспекторы будут ограничиваться выявлением исключительно указанных в письме ФНС признаков и уйти от ответственности можно с помощью идеально составленного договора с самозанятым. В арсенале контролирующих органов есть и другие инструменты. К примеру, поступающие в ФНС от самозанятых в режиме онлайн сведения сопоставляются с данными их бывших работодателей. При этом анализируется целый набор данных: среднесписочная численность бывшего работодателя, динамика страховых выплат, показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки, история трудоустройства самозанятого, источники и суммы его доходов.