Подписка онлайн

Учебный дисбаланс, или Зачем создаются ресурсные центры

12 февраля 2011

Заря Кубани

Удивительно: каждый год профессиональные училища выпускают механизаторов, а работодатели постоянно жалуются, что механизаторов не хватает, они на все золота! Не исключение — и другие квалифицированные специалисты. О том, что система профессионального образования требует кардинальных перемен, говорили и на Госсовете при Президенте России, и на совещаниях, которые проводил губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачев.

— Еще готовятся кадры, которые не востребованы, не отвечают требованиям сегодняшнего дня, — охарактеризовал ситуацию в профобразовании председатель ЗСК Владимир Андреевич Бекетов. — Как правильно организовать работу по подготовке кадров рабочих профессий? Как перестраивать систему, чтобы она работала в новых условиях? Нет готового рецепта. Поэтому решено привлечь к этому важному делу всех заинтересованных лиц.

Уйти от стереотипа

В соответствии с законом Краснодарского края «О начальном и среднем профессиональном образовании» распоряжением губернатора в крае образован региональный Координационный совет по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, который возглавил первый заместитель губернатора Д.Х.Хатуов. На прошедшем в январе заседании Координационного совета Джамбулат Хизирович подчеркнул, что Кубань наращивает объемы в каждой из отраслей экономики, а это невозможно без высокопрофессиональных рабочих кадров.

Интересный факт: в среднем по стране на шесть выпускников вузов приходится лишь один выпускник профучилища. Такой учебный дисбаланс — доказательство, что образовательные учреждения работают сами по себе, а не под развивающуюся экономику. А поскольку страна взяла курс на модернизацию, образование должно быть впереди этого процесса. В погоне за высшим образованием, которое в последние годы стало более чем доступно, многие получили дипломы, но так и не приобрели профессию, остались невостребованными на рынке труда.

В работе совета принимает участие и заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи В.В.Чернявский.

— Надо, чтобы и родители, и дети понимали: следует получать профессию, которая позволит нормально жить, а не диплом, который будет пылиться на полке, — говорит Виктор Васильевич. — Мы изучили положение дел в начальном профессиональном образовании. Оказалось, что даже при наличии договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями от 20 до 50 процентов выпускников училищ не доходит до обозначенного в документах места работы, а еще до 30 процентов увольняется через несколько месяцев. Одна из причин — низкий уровень подготовки, который не устраивает работодателя. При этом затраты бюджета на подготовку учреждениями начального профессионального образования каждого специалиста в среднем составляют около 50 тысяч рублей в год. Деньги — на ветер! Наша задача — уйти от стереотипа, что учащийся ПУ — это неудачник. Поэтому мы создаем условия, чтобы ребята учились на современной технике, проходили полноценную практику на лучших предприятиях. Именно качество подготовки выпускников и, как следствие, уровень их трудоустройства должно стать одним из критериев оценки работы учреждений образования. Главную задачу мы видим в том, чтобы укрепить материальную базу училищ, пересмотреть содержание образования с учетом запросов работодателей и подготовить преподавателей для работы в новых условиях. С этой целью на базе ведущих училищ и создаются ресурсные центры, которые становятся своеобразными локомотивами перехода системы профессионального образования на качественно новый уровень.

На Кубани 57 учреждений начального и 77 — среднего профессионального образования. Сегодня они отказываются от многопрофильности и переходят к подготовке в конкретном училище, колледже или лицее на хорошей материальной базе ограниченного перечня специалистов, востребованных на рынке труда. В крае уже создано семь ресурсных центров — учреждений образования, где сосредоточены новейшее оборудование и технологии. Средства на это выделяются из федерального и краевого бюджетов, не остаются в стороне работодатели. Инновационные образовательные программы позволили кардинально обновить учебное и производственное оборудование, приобрести комбайны и тракторы со спутниковыми навигаторами, программируемые сварочные аппараты, компьютеры, интерактивные доски. Второй год действует программа, цель которой — совершенствование системы начального и среднего профессионального образования, в частности, создание 15 ресурсных центров на базе начального и четырех — на базе среднего. Один из них с прошлого года работает в Славянском профессиональном училище № 45.

Доктор наук идёт в ПУ

— Подготовка квалифицированных кадров всех уровней жизненно необходима, но если раньше этим занималось государство, то теперь и работодатели как заказчики не должны стоять в стороне, — убежден генеральный директор ЗАО «Сад-Гигант», депутат ЗСК, доктор сельскохозяйственных наук Александр Анатольевич Кладь.— Ежегодно мы закладываем до ста гектаров сада, каждый из них обходится нашему предприятию в миллион рублей, плюс уходные работы — сумма достаточно велика. И ошибка одного человека может перечеркнуть труд всего коллектива. Мы должны понимать, что можно купить суперсовременную технику и оборудование, вложить в производство колоссальные средства, но без профессионалов всё это — ничто. И то, что мы привлекаем иностранных специалистов, — ненормально, пора взращивать своих мастеров. Сейчас идет разработка федеральной программы развития садоводства до 2020 года. Всё хорошо, но вот пункт «Подготовка кадров» отсутствует. Так нельзя! Самый «золотой» бригадир в саду не воин, если его требований не понимают садовод и механизатор. Мы благодарны руководству профессионального училища № 45, депутатам ЗСК, департаменту сельского хозяйства за поддержку в создании в Славянске-на-Кубани ресурсного центра по подготовке специалистов для нашего предприятия. Преподавателям ПУ тяжело, это новое для них дело, но мы готовы помогать — пригласили мастеров на обрезку, согласовали перечень необходимой техники, помогли с составлением программ. Ряд лекций будут читать наши специалисты, и я в том числе. На практику мы всех возьмем к себе, закрепим наставников, учащиеся пройдут по всем участкам — обрезка, окулировка, обслуживание техники. После окончания училища пригласим на работу. Даже если десять человек из группы останется у нас, это хорошо. Не останутся у нас, уйдут в ЛПХ, фермерские хозяйства — тоже замечательно.

В агрофирме введена должность специалиста по профориентации. Организуются экскурсии в «Сад-Гигант» для школьников Прибрежного, Протокского, Рисового, Маевского сельских поселений, Абинского района. Что дети, даже учителя удивляются тому, что видят на лучшем предприятии России.

— Дети тянутся к земле, — радуется Александр Анатольевич. — Об этом говорит тот факт, что в лагере труда и отдыха — самая высокая производительность труда, школьники собирают земляники больше, чем взрослые. Надо помочь им выстроить приоритеты. Ведь привлекательность профессии — это хорошие условия труда и достойная заработная плата. Понятие «неквалифицированный труд» постепенно уходит в прошлое. На смену огромным неподъемным лестницам пришли платформы, значительно облегчили труд обрезчика пневмосекаторы. Я уж не говорю о технике, которая и сажает, и обрабатывает, и пропалывает. Сегодня механизатор — ключевая фигура на нашем предприятии. У нас нет сезонности — зимой механизаторы работают на ремонте техники или на обрезке сада и зарабатывают 20—25 тысяч рублей. И парень, обучающийся в ПУ, должен знать, что здесь его дом, что после училища он отслужит в армии, вернется сюда, здесь будет жилье, здесь ждет хорошо оплачиваемая работа.

Директор убежден, что без работы нынешние учащиеся точно не останутся. По его мнению, сегодня на рынке присутствует патриотизм — покупатели предпочитают отечественную продукцию. Но, к сожалению, мы производим мало.

— Весь мир производит на экспорт 4,8 миллиона тонн плодов, из них два миллиона тонн потребила Россия, — приводит неутешительные цифры А.А.Кладь. — Сегодня на Земле голодает миллиард жителей, и их количество увеличивается год от года. Поэтому России отводится немалая роль в обеспечении продовольствием — мы должны прокормить не только себя. В пользу квалифицированных кадров — и то, что в связи с изменением законодательства повышение заработной платы увеличивает объем налоговых отчислений. Так, если мы платили в год до 100 миллионов рублей налогов, то теперь сумма возрастет в два раза. Естественно, что в целях оптимизации налогооблагаемой базы мы вынуждены повышать уровень механизации, значит, нам нужны высококвалифицированные специалисты.

Теория и практика

— По инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края, при поддержке департамента образования и науки создан наш центр, где сконцентрированы материальные, технические, кадровые ресурсы. В первую очередь — для того, чтобы учащиеся закрепляли практические навыки, — отмечает директор Славянского профессионального училища № 45 Александр Анатольевич Осмачкин. — Кроме того, мы сможем организовать краткосрочные курсы для переподготовки специалистов. Тесно сотрудничаем с социальными партнерами — на данный момент это «Сад-Гигант». Но мы готовы принять заказ на подготовку специалистов и от других предприятий.

В прошлом году набрана группа на специальность «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, специалист-плодоовощевод». Обучение — на базе 9 классов, срок обучения — три года. За это время учащиеся получат не только профессию, но и среднее образование.

Из краевого бюджета на создание центра выделено более тридцати миллионов рублей. Приобретены оборудование, сельскохозяйственная и компьютерная техника, мультимедийные средства обучения, сделан ремонт учебных помещений.

Директор училища с гордостью говорит, что первая запись в его трудовой книжке — помощник комбайнера. Кроме того, есть дипломы техника-электрика и учителя, опыт работы учителем, руководителем. И хотя в училище он только месяц, работа ему нравится.

Юрий Григорьевич Трегубенко, обучивший не одно поколение механизаторов, с гордостью показывает приобретения. Среди них два мини-трактора «Беларус», большой «Агромаш», навесная техника, рассадопосадочная машина для овощных культур, система параллельного вождения высокой точности, компрессор с пневмосекатором, опрыскиватель. Техника — современная, преимущественно итальянского производства. В центре будет даже комбайн для уборки плодов, какой агрофирма только планирует приобрести!

Техника здесь двух видов: для отработки теоретических навыков в лабораторных условиях и для отработки практических умений. В учхозе училища уже установлен тепличный комплекс кассетного типа с автоматизированной системой создания микроклимата. Разница с сад-гигантовским — в размерах и условиях выращивания: там — гидропоника, здесь — грунт.

— По новому госстандарту с будущего учебного года начнется практико-ориентированное обучение: на практику в учебном плане будет отводиться половина учебного времени, — говорит руководитель ресурсного центра Анна Ривальевна Мамукова. — И мы создаем для этого все условия.

В учебной лаборатории на тренажере для отработки первоначальных навыков вождения трактора, учебном автосимуляторе, работает Руслан Мосейчук. Удобное кресло, перед водителем огромный экран, который создает различные дорожные ситуации, называет ошибки и дает оценку водителю.

— Замечательный тренажер, — отмечает преподаватель Анатолий Сергеевич Мирошниченко. — На нем отрабатываются самые сложные ситуации без всякого ущерба. Учащийся не получит допуска к работе на настоящей технике, пока имеет штрафные баллы на тренажере.

— У меня брат тоже окончил это училище, но тогда техника была старой,— улыбается выпускник Игорь Мусейчук с х.Бараниковского. — В школе я не очень хорошо учился, но здесь стараюсь, потому что профессия нравится. Не стесняюсь говорить, что в ПУ учусь, с гордостью рассказываю сверстникам, как тут стало здорово. У нас дома большое хозяйство, мы занимаемся выращиванием картофеля, есть свой трактор. Без работы не останусь, знания пригодятся.

В кабинете технологии производства продукции растениеводства привлекают внимание два больших выставочных макета.

— Это квалификационные работы второкурсников — интенсивный сад и кассетная теплица, — представляет преподаватель Наталья Фаильевна Волобуева. — Недавно нами приобретена полевая агрохимическая лаборатория, которая позволяет в течение пятнадцати минут сделать анализ почвы в полевых условиях. Ребята с удовольствием занимаются исследованиями. Как видите, работают и на компьютерах, готовят презентации по различным темам.

Игорь Краузе из станицы Полтавской учится в группе плодоовощеводов, механизаторов.

— Работать на земле не боюсь, приучен с детства, — говорит он. — Учиться нравится. Не только в кабинетах занимаемся, каждый четверг выезжаем на производственную практику в «Сад-Гигант». Участвовали в закладке сада, обрезке, сейчас в мехмастерских работаем, двигатели ремонтируем. И практика у нас не по принципу «подай-принеси». Опытные механизаторы доверяют нам многое делать самостоятельно. Если бы мне предложили работу в агрофирме, с удовольствием пошел бы. Красота в саду! Да и работа есть всегда, зарплата хорошая, техника новая и современная. Думаю, что работать там престижно.

Общественное мнение

А тем временем на нашем сайте разгорелась дискуссия о том, хорошо ли, что в последнее время высшее образование становится по сути обязательным. Вот часть диалога:

— Тут и вина родителей есть. С советских времен для многих граждан высшее образование стало супермечтой. И некоторые, не сумев получить его в свое время, сейчас думают: сам не получил, так хоть дочка моя будет с дипломом. В итоге сплошь и рядом выпускники получают дипломы по нелюбимым профессиям и уходят в другие отрасли.

— Согласен, многим высшее образование просто не нужно. Но родители помогают штамповать никому не нужных недоспециалистов. Надо в корне менять наше мышление. Зачем мучить ребенка пять лет? Только для того, чтоб «бумажка», полученная по окончании института, лежала где-нибудь в шкафу? Может, пусть он выберет сам, чем ему приятно заниматься? И мне вообще непонятно, с каких пор высшее образование стало показателем ума и сообразительности. Или это еще один повод считать, что ты выше других?

— Высшее образование — это показатель. Показатель культуры. Потому, что в ПТУ самым крутым считается тот, кто меньше всего знает, в вузе же — наоборот. Послушайте, как разговаривают «птушники» и студенты вузов, вы всё поймете.

Я послушала… Большинство — нормальные парни, которые не боятся испачкать руки в мазуте и земле. Знающие, как обращаться с техникой от «Феррари» и умеющие работать на компьютере. Парни, решившие посвятить свою жизнь работе на земле. Чтоб не только делать ее прекрасной, но, кстати, и нас с вами кормить… Послушала — и поняла: менять стереотипы пора давно.

О.ОСИПОВА
Фото Н.КРАВЦОВА

Читайте также

Загрузить ещё