Подписка онлайн

Ректор ушёл, профессор остался

29 мая 2010

Заря Кубани

Первый ректор СГПИ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии образования, действительный член Академии информатизации образования РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель Кубани, почетный гражданин Славянского района. Всё это — о Татьяне Семеновне Анисимовой. Недавно она приняла решение оставить пост ректора. Наш корреспондент встретился с ней и побывал на церемонии чествования «Человек. Ученый. Ректор».

Работа — в радость

 — Вспоминаю свою первую работу воспитателем в Белоглинской школе-интернате, — рассказывает Татьяна Семеновна. — Я была самой молодой — мне восемнадцать, а коллегам за пятьдесят. Это были талантливые воспитатели, интеллигенция старой закалки. Чего только я не придумывала! В подвале интерната нашла инструменты для духового оркестра — и вот уже мы с мальчишками надраиваем медные трубы и начинаем репетиции. Оттуда же вытащили велосипеды, привели в порядок — и в путь. Скоро велоэкскурсии стали излюбленным отдыхом наших воспитанников. Я за всё бралась — и всегда чувствовала поддержку коллег. Никакой зависти, недовольства: «Ишь, нашлась, молодая, умная!» Поэтому очень легко работалось, всё прекрасно получалось! Мне в жизни везет на хороших людей. Большое влияние на мою судьбу оказал директор школы-интерната Владимир Федорович Гаврилко — уважаемый человек, возглавлял парткомиссию. Это он заметил меня и дал направление в жизни.

В 23 года, после окончания Адыгейского государственного пединститута, она стала директором Белоглинского Дома пионеров. Затем начинается партийный рост: инструктор, завотделом пропаганды и агитации Белоглинского райкома партии, обучение в Ростовской высшей партийной школе, инструктор орготдела Славянского-на-Кубани горкома КПСС, секретарь горкома.

— Никто не спрашивал, хочешь ли ты занять ту ли иную должность. Вызывали и говорили: «Есть мнение… Завтра едем в крайком на утверждение». Работали с энтузиазмом. Бывало, бюро горкома заканчивалось в 11 ночи. Я ушла в декретный отпуск на три месяца, и то первый секретарь настоял, чтобы вышла раньше. А потом уже никто не делал скидок, что дети маленькие. Кстати, на больничный с дочерьми тоже не ходила.

В августе 1991 года она ушла в отпуск, а оказалось, что возвращаться некуда: горком закрыт.

— Все думали, что у меня готово место для работы, — вспоминает Т.С.Анисимова. — На самом деле сначала занялась трудоустройством коллег, а потом — своим.
Она поступила на специальный факультет Краснодарского экспериментального центра развития образования по специальности «Практический психолог в системе образования» и пошла работать в школу № 3.

— Еще вчера вы ездили с комфортом в горкомовской машине, а пришлось в переполненном автобусе — в Кубрис. Не обидно было?

— Конечно, обидно, и очень, — признается моя собеседница. — Но не за себя, а за людей, которые были обмануты, особенно старики. Они не понимали, что происходит смена идеологии, верили, что идет совершенствование социалистического строя. Я и мои коллеги видели, какой механизм запущен, но ничего изменить не могли… И в школе мне работать нравилось, там я отдыхала, потому что общение с детьми доставляет наслаждение.

Мне довелось работать в это время с Татьяной Семеновной. Несмотря на трудности, она всегда входила в школу с улыбкой, умела заразить своим оптимизмом даже самых мрачных людей. И школа не была для нее передышкой — она создавала педклассы, которые затем стали основой педучилища, а оно в свою очередь — базой для института. В то время вузы стали расти как грибы, но чтобы создать государственный, на это шли только самые смелые.

— Если бы не поддержка Владимира Ильича Синяговского, ничего бы не получилось, — убеждена она. — Преподаватели ехали к нам и были уверены, что мы дадим работу и создадим условия для семей. Спасибо и главам соседних районов. Мы понимали, что многие родители в перестроечное время не могут отправить детей далеко. И потом, если бы в юго-западной части Кубани не было педагогического вуза, сегодня с кадрами была бы такая же ситуация, как с врачами.

Пост сдала…

Итак, 46 лет трудового стажа, из них сорок — на руководящей работе. Сорок лет без права пожаловаться, поплакаться в жилетку, просто расслабиться.

— Я никуда не ухожу, — улыбается она.— Когда человек перестает трудиться, он перестает жить. Ведь я профессор, доктор наук — буду работать в свое удовольствие. Мечтаю написать то, что в черновиках, до чего не доходили руки, помочь в научной работе аспирантам. Для этого у меня есть опыт, видение проблем.

Что оставляет преемнику? Государственный вуз, только что прошедший аккредитацию и лицензирование сроком на шесть лет, проверку КРУ. Здесь есть всё, что и в столичных государственных вузах: бакалавриат, магистратура, аспирантура, диссертационный совет и даже совместный с Ростовским университетом журнал «Наука. Образование. Инновации. Южное измерение».

— Сформировать материально-техническую базу института сложно, но не это самое трудное. Труднее — создать в этих стенах науку, — уверена она.— Мы начинали с нуля, а сейчас доход от научных исследований — до семи миллионов рублей в год. Так что преемнику не нужно будет отвлекаться на решение организационных и хозяйственных проблем, он сможет заняться совершенствованием учебного процесса.

Вопрос—ответ

— Татьяна Семеновна, нашим читателям интересно, какой вы человек, чем увлекаетесь?

— Так вот то, о чем мы говорили, — и есть мое хобби. Люблю работать с людьми!

— Что читаете, смотрите?

— С удовольствием перечитываю Драйзера, наслаждаюсь поэзией Саши Черного. Смотрю только те фильмы, которые вызывают чувства. По телевидению — информационные новостные программы, а также — «Справедливость», «К барьеру».

— Что ранит вас больнее всего?

— Зависть. А еще — больно наказывать тех, кто работает в твоем подчинении.

— У вас много друзей?

— Соратников, товарищей — много. Друзей — много не должно быть. Только те, кого приобрела в школе, институте, то есть, в юности. Это — верность на всю жизнь.

— На ваш взгляд, какой вы видитесь окружающим?

— Большинство почему-то считает, что я всё умею. Наверное, потому, что за эти годы научилась у Владимира Ильича Синяговского никогда не говорить: «Я не могу». Ко мне идут с самыми разными просьбами. Иногда вижу, что человек знает ответ на терзающий его вопрос, но слушаю, так как понимаю, что он хочет получить этот ответ от меня, чтобы утвердиться в его правильности.

Общий успех

Церемония чествования первого ректора прошла по-домашнему тепло. На входе в студенческий клуб активисты самоуправления «Мост» устроили ректору «вступительный экзамен» на знание истории СГПИ, который Татьяна Семеновна сдала на «отлично».

Открыл праздник Антон Иванович Яценко, исполняющий обязанности ректора.

— Сегодня мы чествуем человека, которому многому обязаны,— сказал он.

Слова признательности прозвучали в телеграмме председателя Армавирской Городской Думы Владимира Тимофеевича Сосновского, бывшего ректора Армавирского пединститута, который помог «рождению» филиала в Славянске.

Заместитель главы района, управляющий делами Андрей Владимирович Юшко и председатель Совета Григорий Владимирович Литовка вручили Татьяне Семеновне ленту почетного гражданина Славянского района, передали поздравления главы Анатолия Владимировича Разумеева, который, как и В.И.Синяговский, находился в это время в г.Геленджике на Совете безопасности.

— Мы жалеем о вашем уходе,— заметил первый проректор СГПИ Александр Иванович Зиновьев, — но это ваш выбор. Пусть лучше спрашивают, почему так рано ушла, чем — почему не уходит. В институт, созданный вами, ехали преподаватели из всей страны, многие из «горячих точек», с одним чемоданом — и всех вы радушно принимали, заботливо обустраивали быт. Мы помним, как встречали каждого нового преподавателя, как радовались первым собственным кандидатам наук!

Директор Новороссийского филиала СГПИ Светлана Евгеньевна Ротенко отметила, что Владимир Ильич Синяговский и Татьяна Семеновна Анисимова смотрели в одном направлении, видели, как важен вуз для развития района.

— Есть в жизни год, месяц, день, час, когда в одну минуту сходятся прошлое и будущее, и сегодня такая минута, — с грустью сказала кандидат филологических наук, доцент Людмила Леонидовна Гордиенко. — Татьяна Семеновна — человек, который сам сделал себя. Суть ее деятельности как первого ректора — созидание и вера!

Депутат ЗСК и друг студенчества Виктор Васильевич Чернявский начал выступление с декламации оды Горация «Памятник»: «Exegi monumentum aere perennius…».

— И вы воздвигли памятник, крепче меди, — обратился он к Татьяне Семеновне. — Ваша заслуга в том, что город-труженик Славянск-на-Кубани стал и городом студенчества. То, что вы создали, по силе — только сильной творческой личности. Когда Газзаев оставлял команду ЦСКА, он сказал, что передает конфетку в золотой обертке. Надеюсь, ваш преемник, получая такую же «конфетку», будет беречь и преумножать славу СГПИ.

На сцену поднимались спортивные, творческие коллективы. И во многих речах звучали слова: «Вы помните, как мы начинали?», а потом — «Мы вам обещали — мы сделали…». Создали сборную по баскетболу — чемпиона Кубани, народный хореографический коллектив, народный театр, вокальные коллективы, которые известны далеко за пределами нашего района.

— Вы нас учили: нужно закалять характер, побеждать и смело идти вперед, — выступила Олеся Дениева, выпускница СГПИ. — Мы вас и впредь не подведем.
Тишина в зале, как на самой увлекательной лекции… И в этой тишине А.И.Яценко вручает Татьяне Семеновне ленту и диплом первого ректора. Зал взрывается аплодисментами.

— Диплом — красный, как отличнице, — улыбается она. — Спасибо за добрые слова. Спасибо, что вы чувствуете, как я. То, что мы создали, — это наш общий успех. Помните, Виктор Васильевич, вы когда-то написали: «Желаю, чтоб из армавирского сынка наш вуз стал столпом образования и виден был издалека!». Мы выполнили пожелание. Были те, кто не верил. Но мы это сделали! Спасибо всем — и простите, если кого обидела…

О.Осипова

Читайте также

Загрузить ещё