Подписка онлайн

Как разговорить молчуна?

20 февраля 2010

Заря Кубани

Сыну четыре года, а он всё еще плохо говорит. Что делать?

И.Светличная, г.Славянск-на-Кубани

Советы дает учитель-логопед высшей категории отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на базе социально-реабилитационного центра «Надежда» Галина Оттовна Стоцкая.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею — сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный (речевой аппарат) и слух малыша достигают определенного уровня развития. В процессе речевого развития у ребенка формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения дошкольника.

Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, дедушек, бабушек, других близких ему людей.

Часто приходится слышать от родителей, что ребенок не желает заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Помните, что основная деятельность дошкольного возраста игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно отправиться в путешествие, пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за ним по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат обязательно проявится.

С детьми, имеющими отклонения в речи, необходимо заниматься каждый день. К урокам по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры по развитию мелкой моторики, фонематического восприятия, а позже — связной речи, артикуляционную гимнастику.

Не переутомляйте малыша. Начинайте занятия с трех—пяти минут, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать пятнадцати—двадцати минут. Через 15 —20 минут ребенок устанет, внимание рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию.
Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня сразу после сна.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не забывайте поощрять малыша. Угостите его в конце занятия конфетой или фруктами (передал зайчик или мишка, которые были на занятии).

Успехов вам!

Читайте также

Загрузить ещё