Подписка онлайн

Уравниловке — конец

11 февраля 2010

Заря Кубани

Виталий Иванович Титаренко, 35 лет. Родом из ст. Анастасиевской, учился в школе № 25, окончил Кубанский государственный университет. Работал учителем физики в школе № 21 х.Ханькова, затем — учителем, заместителем директора школы № 25 по учебно-воспитательной работе. С апреля 2008 года — заместитель начальника управления образованием, с октября 2009 года — начальник управления образованием районной администрации. Наш разговор с Виталием Ивановичем— о проблемах районного образования.

— Виталий Иванович, вице-губернатор Кубани Мурат Казбекович Ахеджак среди слабых показателей нашего района назвал низкий уровень заработной платы учителей. В чем причина?

 — Действительно, уровень средней заработной платы учителей нашего района в декабре прошлого года составил 13186 рублей при среднекраевой — 13474. В результате оптимизации сети районных образовательных учреждений все начальные школы были переведены в основные или средние, там, где возможно, средние — в основные. Однако наш район в числе немногих в крае в результате сохранил сельские малокомплектные школы. Их пять, численность учеников колеблется от 25, как в школе № 22 хутора Прикубанского Анастасиевского сельского поселения, до 72 в школе № 38 хутора Беликова. А поскольку с введением новой системы оплаты труда заработная плата учителя напрямую зависит от количества обучаемых, то есть деньги в школу идут вслед за учеником, малокомплектные школы, где в классе от одного до десяти учеников, оказались в проигрыше. Даже при полной педагогической нагрузке до 24 часов зарплата учителя — меньше 4330 рублей. Если в переходный период существовала адаптационная надбавка, то теперь, когда оптимизация завершена, её уже нет — школы самостоятельно должны изыскивать ресурсы повышения заработной платы. Но оставить их один на один с проблемой мы не можем. А поскольку заработная плата педагогических работников — полномочия краевых властей, обратились в Законодательное Собрание Краснодарского края. К нам прислушались, при содействии депутата ЗСК Виктора Васильевича Чернявского увеличен добавочный коэффициент в школах с количеством учащихся от 100 до 200.

— А как быть тем, у кого в школе 28 человек?

— Здесь ситуация сложнее. Просчитываем разные варианты: можно малокомплектные сделать филиалами школ побольше, но это не приведет к существенному увеличению зарплаты. Можно организовать подвоз детей в крупные школы. Но для этого необходимо купить шесть автобусов, изыскать средства на зарплату водителей, ГСМ, техобслуживание — 11 миллионов рублей в 2010 году и более двух миллионов в последующие годы. Но даже не это главное. Школы являются своего рода культурным центром маленьких населенных пунктов. Здесь спортзал, библиотека, народ может собраться, обсудить проблемы, отдохнуть. Закрыть такие школы — потерять хутора. В крае знают об этой проблеме. Уверен, что и на общероссийском уровне о ней заговорят, потому что наш край проходил оптимизацию в экспериментальной зоне, в течение трех лет. Остальные регионы «окунулись» в процесс с января 2010 года.

— Новая система оплаты труда педагога предполагает, что базовая часть позволит учителю получать достаточно, чтобы жить достойно своей уважаемой профессии. Так ли это на практике? От чего зависит размер стимулирующих надбавок? У кого он выше?

— Стимулирующие выплаты подразумевают поощрение за качество труда и внеурочную деятельность учителя, то есть классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом и прочее согласно положению о выплатах стимулирующего характера, утвержденному каждым образовательным учреждением. Оценку работы учителя дают специальные школьные комиссии. Поэтому, чем больше достижений у педагога, тем выше его стимулирующие выплаты. При одинаковой нагрузке и категории учителя могут получать разную зарплату, так как результаты их труда разные. Более того, поскольку в школах разные фонды оплаты труда, то при равных достижениях учителя разных школ получают разную заработную плату. Так что подушевое финансирование положило конец уравниловке. Теперь никто не может сказать: «Как платят, так и работаю». Сегодня «урокодателю» в школе некомфортно. Приоритет в заработной плате и авторитет получает учитель творческий, активный.

— Как в связи с оптимизацией изменилась роль директора?

— В новых условиях директор обязан быть менеджером, просчитывать стратегию развития на десять шагов вперед. Он должен стимулировать сотрудников, видеть и поощрять их успехи. Естественно, его оклад зависит от средней зарплаты учителя и от количества учеников в школе. И тоже колеблется существенно — от 2,8 до 16,7 тысячи рублей.

— На одном из сходов граждан педагоги говорили, что подушевое финансирование нужно отменить в связи с тем, что детей в школах значительно убавилось. Ваша точка зрения?

— По статистике, количество детей снижается в сельской глубинке, в городе же растет. На мой взгляд, подушевое финансирование позволяет установить здоровую конкуренцию среди учителей и учреждений образования. Оно нацелено на создание современных условий обучения детей, гибких механизмов начисления заработной платы, которая, в первую очередь, как я уже говорил, зависит от качества работы. Поэтому уверен, что подушевому финансированию — быть!

— Низкая заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приводит к текучке кадров. Есть ли возможность увеличить зарплату воспитателя и существенно повысить ее по сравнению с заработной платой обслуживающего персонала детских садов?

— Заработная плата устанавливается в соответствии с отраслевым положением об оплате труда. Она состоит из должностного оклада и ряда выплат: за квалификационную категорию, почетное звание, выслугу лет, работу в сельской местности. В рамках установленных повышающих коэффициентов руководитель учреждения и принимает решение по заработной плате каждого работника. Она, действительно, небольшая, поэтому работники ДОУ получают тысячу рублей доплаты из краевого бюджета и 500 рублей — из муниципального.

— Существует ли проблема старения кадров в образовании нашего района? Если да, то что делается для «омоложения» коллективов?

— В этом учебном году в школах района работает 1042 учителя, из них семь процентов — в возрасте до 25 лет, 22 процента — от 25 до 35 лет, основная часть, 56 процентов — от 35 до 55 лет, остальные — мастера педагогического труда, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудовую деятельность. За последние пять лет в школы района пришло 114 молодых специалистов, в основном это выпускники Славянского пединститута. Естественно, процесс омоложения интенсивнее идет в тех школах, где больше работников пенсионного возраста. Сегодня есть только одна вакансия: школе № 17 нужен учитель физики.

— Виталий Иванович, много нареканий со стороны родителей вызывает качество школьных обедов. Что изменилось с января этого года?

— Действительно, в декабре прошлого года поступило несколько жалоб от родителей учащихся лицея № 1 на некачественное питание, плохую его организацию. Проведены проверки совместно со специалистами Роспотребнадзора. Теперь питание в лицее организовано в первой смене после второго, третьего, четвертого уроков, во второй — после первого, второго, третьего уроков. Также организовано питание и по субботам, к сожалению, пока только чай и булочка, но в планах — горячее питание по двенадцатидневному меню. Были претензии и по качеству поставляемой продукции, её цене. Теперь мы делаем более четкий прогноз цен на квартал, установили для всех учреждений строгую разнарядку по всем видам поставляемой продукции. Рад, что исполняющий обязанности главы района обратил внимание на эту проблему и поставил задачу: все дети в школе должны получать горячее питание. И со стороны родителей необходимо понимание важности этого для здоровья ребенка. Школа выполняет роль организатора питания, а оплату должны производить родители. На доплату из бюджетов, а это пять рублей, ребенка сбалансированно не накормишь. Не всегда детей и родителей устраивает меню, но оно составлено специалистами с учетом всех требований детских диетологов. Например, котлеты в школе не жарят, а готовят на пару, что значительно полезнее для здоровья. Везде созданы советы по питанию, однако в большинстве своем они работают формально. Призываю к сотрудничеству и рассчитываю на помощь родительской общественности по совершенствованию организации питания школьников.

— Остаются считанные месяцы до начала государственной итоговой аттестации. К чему должны быть готовы выпускники-2010?

— Как и в прошлом году, выпускники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку и математике. Если ученик получил по одному из этих предметов неудовлетворительную оценку, он может пройти аттестацию повторно. Если снова получает «неуд», то выпускнику вместо аттестата выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении. Количество экзаменов по выбору определяют сами выпускники, но они должны не позднее 1 марта подать заявление о сдаче экзаменов с указанием выбранных предметов.

— Читатели нашего сайта жаловались на то, что в морозы был закрыт городской детский сад № 14. Чья вина?

— Действительно, сначала из-за низких температур была закрыта часть групп, а потом и всё учреждение, за исключением двух дежурных групп. Спасибо руководству «Теплосетей» — специалисты использовали все возможности, чтобы в помещениях стало тепло. Однако в результате жители соседних домов начали жаловаться на жару, а в садике температура не изменилась. Мы установили, что при проведении капитального ремонта здания в 2008 году проектировщики неправильно рассчитали количество батарей. Теперь мы добавили секции в группах, изменили прядок подачи теплоносителя к батареям, и 9 февраля четыре группы приняли детей, остальные откроем в ближайшие дни.

Пользуясь случаем, обращаюсь к землякам: если у вас есть замечания по работе образовательных учреждений, предложения по её совершенствованию, звоните нам по телефонам: 4-16-95, 4-35-10, 4-22-76.

О.Осипова

Читайте также

Загрузить ещё