Подписка онлайн

Учение без напряжения

10 июля 2009

Заря Кубани

Я учитель начальных классов и счастливая мама троих сыновей. Со страхом когда-то думала о том, как дети будут учиться в школе. Теперь годы учебы моих ребят вспоминаю с радостью: учились они хорошо. Старший сын окончил школу с серебряной медалью, институт — с красным дипломом, работает учителем истории и обществознания. Младшие дети были хорошистами, получили высшее образование. В чем секрет? Всё очень просто: я играла с ними в обучающие игры.

Разделила игры на четыре группы: творческие, подвижные, математические, словесные. На «уроки» уходило до десяти—пятнадцати  минут. В результате мальчики были готовы к школе — читали, считали в пределах ста, ориентировались в окружающем мире. Теперь я занимаюсь так же со своим внуком.

«Много—один»

Математика — благодатная наука. На ее основе можно придумать массу игр. Начинать — с изучения чисел и цифр, когда ребенок пробует ходить (в полтора—два года). Первым делом надо познакомить его с понятиями «много» — «один». Когда показываешь ребенку один предмет, он должен присесть, много — попрыгать на месте. Другой вариант: попросить принести одну машинку и спросить: «Сколько машинок ты принес?» Затем попросить принести много кубиков, спросить: «Сколько кубиков принес?» и т. д.

«Угадай-ка»

Цель — научить ребенка задавать наводящие вопросы, уметь находить целое по его части, правильно строить предложения.

 Водящий задумывает предмет. Играющий должен с помощью вопросов угадать задуманное. Водящий отвечает только словами «да» и «нет». Например: я — водящий, задумала слово «кошка». Играющий: «Это предмет живой?». Водящий: «Да». «Это животное?»  «Да». «Это дикое животное?» «Нет». «Это кошка?» «Да». Затем играющий становится водящим. Можно так играть по дороге домой, перед сном, в транспорте и т.д.

«Кто в теремочке живет?»

С помощью этой игры можно познакомить ребенка с буквами. Мама садится за стол, перемешивает карточки с буквами и говорит: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? В этом теремочке поселилась буква «А» — и размещает ее в «теремочке». «У буквы «А» были сестрички, они потерялись в лесу. Давай поможем им отыскать дорогу в теремок». И мама вместе с малышом находит все буквы «А» среди других букв (их должно быть немного). Так, постепенно, все буквы алфавита «расселяются» по своим «теремочкам».

А инсценируя сказки, можно научить ребенка связной, выразительной речи, общению со сверстниками, пожилыми членами семьи, ознакомить с правилами поведения в гостях.
И напоследок — семь «золотых» правил для родителей, желающих воспитать счастливых и уверенных в себе детей.

1. Как можно чаще общайтесь с ребенком, что заставит его поверить: он действительно важен для вас. Это — главное правило «хорошего родительства».

2. Будьте последовательны и терпеливы. Четкие правила помогают избежать конфликтов и наказаний.

3. При любой возможности проявляйте любовь. Когда ребенок знает, что папа и мама любят его несмотря ни на что, ему не страшно в окружающем мире. Чаще хвалите своего малыша.

4. Проявляйте гибкость. Не следует колебаться между необходимостью следовать установленным правилам и желанием уступить сыну или дочери, сделать поблажку. Будьте настойчивы и умейте всё объяснить.

5. Знайте о возможностях и способностях ребенка в разном возрасте.

6. Давайте себе право на передышку. Если вы будете отводить время на отдых и развлечения, малыш поймет, что и у других людей есть свои потребности, которые необходимо уважать.

7. Учитесь на собственных ошибках. Мы все время от времени срываемся. Но нам должно хватить мудрости попросить прощения, и сын или дочь легко и быстро забудут о своей обиде.

Надеюсь, мой опыт поможет кому-то найти общий язык с ребенком, который будет учиться легко и без напряжения.

Г.Река, учитель начальных классов школы №31
ст. Петровской.

Читайте также

Загрузить ещё