Подписка онлайн

За школьным порогом — порог успешности

6 марта 2009

Заря Кубани

О реформе вузов говорят много. Наши читатели, дети которых скоро окончат школу, просят рассказать, какие перемены ждут абитуриентов в недалеком будущем. За ответом мы отправились в крупнейший вуз края — Кубанский государственный университет. Не так давно его возглавил М.Б.Астапов, руководивший до этого департаментом образования и науки администрации края и не понаслышке знающий о проблемах средней и высшей школы.

В лаптях — запрещено

Приятно через много лет вернуться в стены родного вуза, вспомнить студенческие годы, увидеть, как преобразился университет. Теперь это не просто одно здание и три общежития, а городок, который продолжает расти. Новый корпус КубГУ, открытый осенью прошлого года, впечатляет: это просторное здание с современными интерьерами действительно храм науки. Знакомство с ним мы начали с центра нанотехнологий, где разместилось уникальное оборудование, позволяющее студентам и аспирантам заниматься научными исследованиями. Наука всегда была визитной карточкой университета, и сегодня по объему привлеченных на научные исследования средств (200 миллионов рублей в год) университет опережает все вузы Краснодарского края вместе взятые.

Факультеты, а их теперь семнадцать, живут очень тесно, и тем не менее почти вся площадь нового корпуса отдана библиотеке, потому что отношение к ней имеют и студенты, и преподаватели, и аспиранты. Здесь собрано более миллиона экземпляров книг и журналов по всем отраслям знаний. И, что удивительно, в библиотеке можно не только почитать современные издания, ознакомиться с любой диссертаций, но и прикоснуться к раритетам, которые бережно хранятся в отделе редких книг. Новый ректор считает, что качественное образование должно иметь соответствующую материально-техническую базу, поэтому начато строительство еще одного учебно-лабораторного комплекса, ведется реконструкция старого корпуса.

— Я — за гармоничное развитие высшего образования: в лаптях в космос нельзя, — уверен ректор. — Нужно развивать научную, учебную, досуговую деятельность студентов и материально-техническую базу университета.

Вузы — не грибы

После небольшой экскурсии М.Б.Астапов поведал нам о положении дел в высшей школе. В последние годы, когда вузы росли как грибы, получение высшего образования перестало быть проблемой.

— Недоступных вузов в России сегодня нет, — заверил М.Б.Астапов.— Если в 2002 году в крае было 55,5 тысячи выпускников, то в 2009 — 22 тысячи. А вузы предлагают около сорока тысяч мест. Таким образом, предложение превысило спрос.

С этого года все высшие учебные заведения будут принимать учащихся только по итогам ЕГЭ, за исключением тех, где предусмотрен творческий экзамен. А это значит, что даже при большом желании высшей школы она не сможет принять всех, так как порог успешности ЕГЭ преодолеет не более двух третей выпускников. Следовательно, в вузы претендуют попасть около четырнадцати тысяч абитуриентов, плюс выпускники прежних лет, но их немного. Таким образом, преодолевшие порог успешности имеют возможность поступить практически на любой факультет. А с учетом того, что документы можно подавать сразу на несколько специальностей и в различные вузы, шанс стать студентом есть у всех. Кроме того, правила позволяют поступить на заочное отделение без сдачи ЕГЭ тем, кто окончил школу два—три года назад.

2009 год — последний, когда ведется набор на специальности с пятилетним сроком обучения. Параллельно будет идти набор на бакалавриат. Некоторые его боятся, считая неполноценным образованием.

— Опасения напрасны, — успокаивает М.Б.Астапов. — Это тоже высшее образование, хотя срок его получения — четыре года. Диплом бакалавра позволяет занимать должности, предполагающие наличие высшего образования. Вузы переходят на двухуровневую систему образования, и, получив степень бакалавра, желающие могут поступить в магистратуру на два года. Но она будет открыта не по всем направлениям бакалавриата и не во всех вузах.

Не секрет, что на рынке труда избыток экономистов и юристов. Поэтому прием на эти специальности в университете ограничивается. Одновременно будут расширены обучение для сферы обслуживания, инженерные направления, прикладные специальности, чтобы выпускники могли найти применение в хозяйственном комплексе Краснодарского края, а не шли на биржу труда.

В Кубанский университет можно поступить и после девятого класса. Например, здесь открыты специальности «Садово-парковое ландшафтное строительство» и «Пчеловодство». Таким образом многие вузы создают цикл непрерывного образования — от среднего профессионального до аспирантуры.

Грядёт  сокращение

Итак, в 2009 году абитуриентов значительно меньше, чем мест в вузах. Что же произойдет с учебными заведениями, которые не преодолеют своего порога успешности?

— В 1991 году в крае был один филиал вуза, сегодня — 143. В результате реформирования высшей школы уже в ближайшие годы произойдет сокращение высших учебных заведений и филиалов, — объясняет М.Б.Астапов. — Процесс уже начат. Так, КубГУ самостоятельно закрыл три собственных филиала из двенадцати. На очереди еще один.
 Ректор считает, что плодить некачественное образование не следует, а потому решил, не дожидаясь решения сверху, провести оптимизацию самостоятельно. В Краснодарском крае в прошлом году внешней инспекцией закрыто 20 филиалов, и эта работа продолжается. По мнению М.Б.Астапова, в нынешних условиях произойдет естественный отбор: вузы, не набравшие студентов, будут вынуждены закрыться. Тем более что условия приема по результатам ЕГЭ распространяются не только на государственные, но и на коммерческие учебные заведения. Планку, которую установит Рособрнадзор, никто не имеет права снизить, а только повысить. Так что лет через пять—семь будет создана эффективная сеть высших учебных заведений — останутся только конкурентоспособные.

— Считаю ненормальным и то, что из тринадцати высших учебных заведений края 12 — университеты, — продолжает М.Б.Астапов. — И здесь слово — за аттестацией вузов. Уверен, что переименования прекратятся. Более того, неизбежен процесс объединения вузов. Это тоже произойдет в течение трех—пяти лет.

И что в итоге?

О ЕГЭ было много споров, но М.Б.Астапов всегда был «за». Поскольку считает: единый госэкзамен не только расширяет возможности выбора вуза, но и ставит серьезную преграду коррупции, которая, чего греха таить, имеет место и в средней, и в высшей школе. Теперь субъективное мнение учителя, преподавателя вуза исключается и допуск к высшему образованию получат не все, а только успешные. Времена, когда вузы были малодоступны, когда конкурсы «зашкаливали» за десять человек на место, вернутся не скоро. Пока же вузы вступают в борьбу за абитуриента…

Но это не означает, что абитуриенту надо сидеть и ждать, когда его выберут. Времени до начала вступительных экзаменов не так уж много. Определите на семейном совете, кем хочет стать ваш ребенок. Трезво взвесьте его шансы, посоветуйтесь с учителями. Узнайте, будет ли востребована эта профессия в нашем регионе через пять лет. Если выпускник непременно хочет получить высшее образование, выберите вузы, которым вы доверяете. И пусть ваш ребенок серьезно готовится к ЕГЭ и, преодолев порог успешности, становится студентом. Удачи!

Читайте также

Загрузить ещё