Подписка онлайн

Хороший стимул для педагогов

28 ноября 2013

Заря Кубани

Несколько лет назад фонд заработной платы в школе распределялся во время тарификации в сентябре. Устанавливались доплаты, надбавки, которые оставались неизменными в течение всего года. Часто учителя роптали: у одного много детей в классе, у другого — меньше, один тетради проверяет каждый день, другой — пару раз в неделю, у одного кабинет оснащен всем необходимым, у другого — ободранные таблицы и больше ничего. А доплаты у всех одинаковые. Но с 2007 года ситуация изменилась.

Учитывается всё

— Все образовательные учреждения делятся на несколько групп, в зависимости от статуса школы, количества учащихся и местонахождения, — поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 4 Е.А.Корниенко. — В нашем лицее обучается 1087 детей. Норматив на одного ребенка с первого октяб­ря по 31 декабря составляет 2040 рублей. Для учащихся лицейских классов и классов, реализу­ющих федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), норматив увеличивается на 12 процентов. Из этого и складывается общий фонд школы. Он делится на две части, объемы которых мы определяем самостоятельно. В первой — материальное обеспечение, приобретение учебников, повышение квалификации педагогов, медицинские осмотры и другое. В текущем году на эти нужды выделено шесть процентов от общего фонда. Остальные средства идут на оплату труда. Из них 71 процент — педагогических работников, остальные 29 процентов — прочего персонала. Средняя учебная нагрузка на одного учителя — 27 часов. Средняя заработная плата в октябре — 25 938 рублей. Положение о распределении базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда утверждается на общем собрании коллектива. 

Система выплат широка: стимулирующего и компенсационного характера; за дополнительные виды работ, относящихся к неаудиторной деятельности; премии и материальная помощь.

Стимулирующая часть подразделяется на неаудиторную деятельность и собственно стимул. К первой относится проверка тетрадей, классное руководство, внеклас­сная деятельность учителя, оплата внеурочной деятельности тех, кто ре­ализует ФГОС, заведование кабинетом. Стимулов — множество: за стаж работы, квалификационную категорию, наличие ведомственных наград и почетных званий, за сложность, приоритетность предмета, за качество и эффективность работы. Учитывается всё: результаты экзаменов, диагностических работ, итоги года, победы и участие в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-методическая деятельность, публичное представление опыта работы на конференциях и семинарах. 

Методика подушевого финансирования предусматривает, что чем больше нагрузка и количество обучаемых, тем выше оплата труда. А как быть с учителями начальных классов? Нагрузку здесь при желании не увеличишь — количест­во часов ограничено, ЕГЭ нет. В лицее решили установить доплату — за интенсивность и сложность работы в начальной школе. 

Разобрались и с оценкой проверки тетрадей. Есть своя формула расчета для каждого учителя. 

Некоторые учителя выполняют административные обязанности. Например, составляют расписание уроков, организуют питание школьников, ежемесячно анализируют посещаемость уроков. 

— Размеры стимулирующих выплат могут быть изменены или отменены в зависимости от результатов труда работников ежемесячно, — отмечает Елена Анатольевна. — Но в нашем лицее отмена выплат — большая редкость. Наш приоритет — поощрение и поддержка работников.

Кто всё это учитывает? Таблицу оценки критериев работы педагогов заполняет сам учитель, затем ее рассматривает комиссия, в составе которой — представители администрации и трудового коллектива. 

Поощряют рублём

Эффективность оценивают по баллам. Итог разный. Так, например, учитель при нагрузке 18 часов за стаж до пяти лет получает 413 рублей, с нагрузкой 25 часов за стаж более десяти лет — 1800 руб­лей, при нагрузке 30 часов за стаж свыше десяти лет — 2136 рублей.

 Внедряется в лицее новшест­во — дистанционное обучение «Телешкола». Пока только шесть преподавателей подключились к проекту — публикуют учебный материал на сайте, используют онлайн-тренажеры, в том числе по подготовке к ЕГЭ. Доплата за это — до пятисот рублей.

Кто работает в школе, знает, сколько сил и нервов отнимают открытые уроки. Раньше администрация школы говорила: «У вас же категория, большой опыт — вы обязаны давать эти уроки». Теперь — иное. Выступил на семинаре — получи до двухсот рублей, дал открытый урок — премия до пятисот рублей. За участие в рейдах по закону № 1539 — до полутысячи. Рубль к рублю — в итоге складывается хорошая надбавка.

Отличное подспорье — выплата стимулирующего характера для отдельных категорий работников муниципальных образовательных учреждений в размере трех тысяч рублей, ее называют «губернаторской». Это очень ощутимо. 

Посчитаем…

Считать чужие деньги нехорошо, но всё-таки приведу несколько примеров, чтобы прояснить, из чего же складывается средняя заработная плата по лицею.

Учитель математики, первая категория, стаж более десяти лет, нагрузка 34 часа, начислено 27 тысяч 500 рублей (из них собственно за часы — 17 100, остальное — стимулы), плюс три тысячи «губернаторских» и тысяча — федеральная доплата за классное руководство. Итого: 31 500.

Учитель информатики, категории нет, стаж до пяти лет, нагрузка 33 часа, начислено 22 100 (из них за часы — 16 300), плюс три, плюс одна, в итоге 26 100. Учитель прошел аттестацию, поэтому будет со следующего месяца получать 1632 рубля за категорию, пересчитают в связи с этим и некоторые другие стимулы.

Учитель начальных классов, первая категория, стаж более десяти лет, начислено 17 465 +3+1+ 4500 за внеурочную деятельность по ФГОС, получается 25 965 руб.

Учитель физкультуры высшей категории — начислено 20 600+3+1+3 за допобразование, получается 27 600.

Молодой специалист до года, нагрузка 27 часов, нет категории. Начислено 14 100+3+1. Кроме того, до пяти лет молодым специалистам доплачивают тысячу рублей. 

Зарплата — по труду 

Сегодня, чтобы познакомиться с учителем, необязательно назначать ему встречу. Это можно сделать по Интернету. Я заглянула на сайт учителя английского языка лицея № 4 В.В.Шпак. Девиз учителя высшей категории с 35-летним стажем: «Чтобы быть преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

— Миссия учителя не ограничивается только преподаванием отдельного предмета, — уверена Валентина Викторовна. — Мы учим детей мыслить, анализировать, строить взаимоотношения и быть успешными. На протяжении всех лет работы в школе принимаю учас­тие в различных конкурсах педагогического мастерства, которые многому меня научили в методическом плане и по настоящий день позволяют держать себя в активной творческой форме.

И это скромно сказано. По моим подсчетам, только в 2012 году учитель побывала на девяти курсах и семинарах различного уровня. Среди ее учащихся — победители международных олимпиад. Ее методические статьи публикуются во всероссийских изданиях, размещены на сайтах. В.В.Шпак делится опытом на всероссийских семинарах и конференциях. 

И таких достойных учителей в лицее № 4 немало. Радует, что их титанический труд теперь оценивается дифференцированно. Тот, кто работает с полной самоотдачей, получает достойную заработную плату. 

Ольга ОСИПОВА

 

Читайте также

Загрузить ещё
Поделиться с родными Поделиться с родными Поделиться с друзьями